Ж.: МАТЧ ЗАКОНЧИЛСЯ...
В.-П.: ...А работа врача-психолога продолжается. Он следит за строгим соблюдением режима, за тем, чтобы спортсмены надлежащим образом отдыхали; отдыхать тоже надо уметь.
Ж.: ВАМ ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ ГОВОРИТЬ СПОРТСМЕНАМ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ, ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ. НЕ ОЧЕНЬ ЛИ ЭТО УГНЕТАЕТ?
В.-П.: Гораздо чаще я говорю о том, чего им нельзя делать. А все то, что не запрещено, разрешено. Конечно же, надо считаться с желаниями спортсменов. Но только в том случае, если это не пойдет во вред делу. К примеру, в самом факте рыбалки нет ничего худого. Но если, скажем, обратная дорога займет два-три часа в битком набитом автобусе, а завтра днем предстоит играть в ответственном матче, то, разумеется, рыбалка должна быть запрещена. Но нельзя просто запретить, надо объяснить, почему вы так поступили.
Ж.: ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ВРАЧ-ПСИХОЛОГ ВО ВРЕМЯ РАЗБОРА ИГРЫ?
В.-П.: Что до меня, то чувствую себя там лишним. Тренер — начальник. А начальство — это вам, наверное, известно — ругает чаще и охотнее, чем хвалит. Разнос всегда неприятен; если же он происходит в присутствии свидетелей — неприятен вдвойне. Но одно дело — товарищ по команде: он тоже игрок, ему тоже доставалось — не сегодня, так в прошлый раз; а врач-психолог — это как раз тот свидетель, присутствие которого крайне нежелательно.
Ж.: ТАК ПОЧЕМУ БЫ ВРАЧУ-ПСИХОЛОГУ И ВПРЯМЬ НЕ УЙТИ С РАЗБОРА ИГРЫ? В КОНЦЕ КОНЦОВ О ТОМ, ЧТО ТАМ ГОВОРИЛОСЬ, ОН СУМЕЕТ УЗНАТЬ ОТ ТРЕНЕРА.
В.-П.: Тренер всегда сможет рассказать, о чем говорили, но очень редко сможет сказать, как говорили, ему трудно будет передать интонацию говоривших. А один нюанс стоит десяти цитат.
Ж.: НАДО ПОЛАГАТЬ, ОСОБЕННО МНОГО ХЛОПОТ ДОСТАВЛЯЕТ ВРАЧУ-ПСИХОЛОГУ МАТЧ, В КОТОРОМ КОМАНДА НЕЖДАННО-НЕГАДАННО ПРОИГРАЛА?
В.-П.: Совершенно верно. С небольшим, правда, уточнением. В известной степени вреден и матч, который закончился неожиданной победой.
Ж.: ИГРОКИ ЗАДИРАЮТ НОС?
В.-П.: Не в этом дело. Всякая неожиданность вызывает бурные эмоции, а следовательно, и излишний расход нервной энергии.
Ж.: ЗАКОНЧИЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ МАТЧ ТУРНИРА. ЧЕМ ЗАНИМАЕТЕСЬ ВЫ В «МИРНОЕ ВРЕМЯ»?
В.-П.: Готовлюсь к «войне». Составляю психологические характеристики спортсменов. Меня интересует, какое образование у спортсмена, степень его общего интеллекта...
Ж.: А КАКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ДЛЯ ВАС ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩИЙ. А НЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СПОРТСМЕНА?
В.-П.: Спортивная команда отличается от любого коллектива — от КБ, оркестра, магазина — своей разношерстностью: в команде есть игроки, получившие высшее образование (причем не обязательно спортивное), и есть игроки, еще не окончившие неполную среднюю школу. Согласитесь, что, объясняя одну и ту же задачу разным игрокам, тренер и слова должен выбирать разные.
Ж.: МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ЧЕМ ВЫШЕ ИНТЕЛЛЕКТ СПОРТСМЕНА, ТЕМ ЛЕГЧЕ РАБОТАТЬ ТРЕНЕРУ?
В.-П.: И да и нет. Чем выше у спортсмена интеллект, тем быстрее он понимает, чего от него хотят, быстрее решает поставленную перед ним задачу. Но если ему требование тренера почему-то не нравится, переубедить его крайне трудно. Он будет логически отстаивать неприятие идеи. Свое отрицательное отношение к новшеству, несогласие с тем или иным предложением такой спортсмен будет разумно аргументировать. Он не просто игрок, он еще и сам себе тренер.
Ж.: ПОЧЕМУ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ БЕСЕДЫ ВЫ ИСХОДИТЕ ИЗ ТОГО, ЧТО ВРАЧ-ПСИХОЛОГ ВСЕНЕПРЕМЕННО РАБОТАЕТ ТОЛЬКО С КОМАНДОЙ? НЕ ПОТОМУ ЛИ, ЧТО САМИ РАБОТАЕТЕ С КОМАНДОЙ?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.