Для меня дороже всего в искусстве сердечная интонация, изображение главного, умение раскрыть саму атмосферу происходящего. Художник творит мир заново, каждый раз открывая свой ритм, показывая значительность в привычном. Он учит наш глаз видеть по-новому. Конечно, среднеарифметическое в искусстве всегда скучно, вяло. Не случайно кто-то из художников сказал: если хочешь нарисовать розу, нужно' забыть все нарисованные до тебя розы.
В работах молодого московского графика Александра Максимова привлекает свежесть, непосредственность восприятия, хорошее владение изобразительной, подвижной формой. Художник побывал на Хреновском ионном заводе не как сторонний наблюдатель, праздный турист. Ему дорога и богатая история завода, и его сегодняшний день, и чудесные люди, которые пестуют известных во всем мире орловсних рысаков. В рисунках А. Максимова и показаны эти простые труженики с добрыми лицами и привыкшими к труду руками. В небольших сюжетных зарисовках художник раскрывает поэзию повседневного, создавая свое, глубоко личное представление о делах и людях Хреновсного завода. Мне приятно видеть постоянный рост художника, и я от души желаю Александру Максимову успехов в творчестве. Они наверняка есть и будут, потому что человек он талантливый.
Он окончил Московский художественный институт имени Сурикова в мастерской плаката Михаила Черемныха и Николая Пономарева. Максимов — серьезный, вдумчивый художник. Он подолгу вынашивает замыслы и только потом приступает к их осуществлению. В листах, опубликованных в этом номере «Смены», есть главная примета искусства — они сделаны просто, неравнодушной рукой, с применением современных средств изобразительности.
Художник смотрит на мир широко открытыми глазами, и когда начинает работать, то начисто забывает обо всем. На такую подвижническую жизнь, на сохранение длительного творческого напряжения способен далеко не каждый. И это видно потом в работах. У Максимова я увидел несколько десятков работ, привезенных из двух поездок, в которых непосредственность выражения чувства соединялась с активной, подвижной формой.
— Первое — кони, второе — архитектура. Вот что поразило меня больше всего на конезаводе № 10, где была выведена известная порода орловских рысаков, — рассказывал мне Максимов. — В орловских рысаков, которых видел впервые, влюбился. Глаз не отрывал. Они все время в движении: играют, вспыхивают, гарцуют. Кони капризные, дерзкие, чуткие...
Конезавод — это не только известные во всем мире кони. В первую очередь это люди. Многие из них, особенно наездники, прошли войну, а потом снова вернулись домой, к своему любимому делу. Александр Максимов рисует их просто, стремясь схватить характерное, типичное в облике, в манере держать себя. Это люди, полные достоинства, добрые, трудолюбивые, открытые. Они любят шутку, острое словцо. За лошадьми ухаживают с усердием садовников.
Горячее, живое отношение ко всему увиденному обеспечило успех работам художника Александра Максимова. Выразительные и пластичные рисунки его складываются в монументальный собирательный образ современности. Художник открыл нам область жизни незнакомую и привлекательную.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Фантастический роман. Продолжение. Начало см. №№ 11 — 14.