В чем конкретно начинает выражаться слабоумие токсикомана? Хронический «нюхальщик» хронически не успевает даже по программе неполной средней школы — результат изменения структуры головного мозга. Такое не может остаться незамеченным. По данным врачей наркологических лечебниц, дети, употреблявшие токсические вещества, как правило, попадают в школы для умственно отсталых детей. Они сами подтверждают, что в обычной школе стало тяжело учиться.
Ухудшение успеваемости любого школьника всегда должно быть проанализировано, объяснено педсоветом, чтобы выявить и эту причину, вовремя принять необходимые меры.
Сколько же у нас таких детей, кто пришел учиться в нормальную школу, но из-за безразличия учителей, не ищущих причин в изменении их поведения, или отсутствия контроля со стороны родителей стал хуже учиться и был переведен в специнтернаты? Наверное, нелишне и школам, и ПТУ проанализировать подобные факты, думая о профилактике и беспокоясь о будущем. Ради будущего необходимо сделать этот запоздалый анализ.
...Мама заметила, что с четырнадцатилетним сыном происходит что-то непонятное. Мальчик был целеустремленным, интересовался шахматами, занимался теннисом и принимал участие в городских олимпиадах по математике. И вдруг в течение месяца стал совсем иным. На поручения матери не реагирует. Ночью бодрствует, а утром в школу не поднимешь. Налицо изменение биологического ритма — один из признаков!.. Днем аппетита нет, зато ночью ест много — второй признак! Мальчик неожиданно стал агрессивным и злобным — третий... Мать проследила, где мальчик проводит время. Увидела его с группой ребят на пустыре. Обратилась со своей тревогой к врачам. К сожалению, ее разуверили в наличии опасности. (Хотя все симптомы служили основанием для обследования у врача-нарколога.) Мать обратилась в школу, высказала свое предположение — не грозит ли сыну токсикомания? — и ей сказали: «Такого быть не может!» Она пришла в детскую комнату милиции, но там тоже не прореагировали. Мать добралась до наркологов. Только после этого перед врачами предстал апатичный юноша с бледным, отечным лицом.
На вопросы отвечал односложно: да, нет. Сделали обследование, вполне доступное в практике любой больницы. Все три показателя: анализ крови, электрокардиограмма и электроэнцефалограмма — засвидетельствовали резкое отклонение от нормы, патологию по типу слабоумия. В процессе обследования выяснилось, что уже полгода мальчик в компании сверстников нюхает бензин и другие жидкости. Четыре месяца пришлось его лечить...
Комментарий специалиста. Заведующий отделением 17-й Московской наркологической больницы Владимир Владимирович Назаров:
— От паров летучих растворителей происходит помрачение сознания. Нервные клетки головного мозга содержат до трети жироподобных веществ. А дети нюхают препараты, применяющиеся для ВЫВЕДЕНИЯ жировых пятен! Мозг и сердце — жизненно важные органы — имеют обширную сеть кровоснабжения. Когда пары попадают в мозг, развивается необычное состояние. Кровь, насыщенная растворителем, вымывает жироподобные вещества из нервной ткани. Клетки начинают истощаться, усыхать и гибнуть. Результат — атрофия коры головного мозга и формирование органических изменений, похожих на рассеянный склероз или тяжелейшие последствия черепно-мозговых травм типа контузии, с потерей сознания. Так же сильно поражаются и легкие — огромное поле для всасывания паров. Они молниеносно насыщаются опасным веществом. Токсикоман может стать инвалидом.
Отчего возникло это поветрие? Как и всякие порочные увлечения, проблема многофакторная. Это и дефекты воспитания, и излишняя разболтанность и вседозволенность, стрессы в неблагополучных семьях и в тех домах, где, наоборот, всем пресыщены. Но чаще всего это глупое любопытство. Некоторые специалисты полагают, что возможна определенная запрограммированность на поиск таких ощущений. И прежде всего у детей со специфическими отклонениями в поведении. Особенного внимания требуют дети с «неуправляемым» поведением, не признающие никаких запретов, импульсивные. С возрастом, появляясь в компаниях, они стремятся выглядеть «героями» и пробуют разные препараты, а затем навязывают их более слабым.
Родители — особая категория в разговоре. Даже при установлении факта токсического опьянения часто отказываются вести детей на обследование. Что руководит ими? Стыд перед соседями, перед самими собой? Слепая родительская любовь или незнание, что такое наркотик? Родители обязаны не только накормить, обуть, одеть, но и увидеть трудности, с какими школьник иногда не справляется и словно беззвучно кричит: «Спаси!»
Когда мы говорим о родительских качествах, то всегда начинаем с любви. И это правильно. Но рядом должно быть терпение, с помощью которого надо выводить подростка из беды. Не только постановка на учет подростка, замеченного в применении токсических препаратов, но и родительское участие, заинтересованная помощь товарищей.
Комментарий специалиста. Заведующая оргметодическим отделом Главного управления здравоохранения при Мосгорисполкоме Нина Константиновна Боровкова:
— В одиннадцать — четырнадцать лет юный человек формируется с определенными кризами и скачками в области психики, физиологии, а тут еще он получает дополнительную нагрузку в виде токсических веществ.
Разница между токсикоманией и наркоманией чисто юридическая. Если за распространение наркотиков привлекают к уголовной ответственности, то за распространение токсических веществ — нет. Но, хотя токсические вещества не внесены в список наркотиков, по воздействию они одинаковы. Токсикомания — это и злоупотребление лекарствами, меняющими психическое состояние.
В результате их действия полностью подавляется эндокринная система, затормаживается рост человека, происходит пагубное влияние на высшую нервную деятельность. Гибнут нервные клетки, налицо изменения психической сферы. В эмоциональном плане к восемнадцати годам токсикоман может быть полностью выхолощен. Все нравственные ценности, заложенные предварительным воспитанием, как бы смываются.
Токсикоман перестает учиться: пропало желание, утрачены способности. Из-за поражения нервных окончаний расстраивается почерк, руки постоянно дрожат. Память слабеет настолько, что он забывает все события двух-трехлетней давности, опускается до уровня развития шестилетнего ребенка. В ряде случаев появляется расстройство цветового восприятия, «выпадают» зеленый и красный цвета.
В семье нарастает процесс разобщения: если раньше проводили досуг вместе, то теперь каждый сам по себе. И это тоже одна из причин, ведущих к токсикомании.
Нелишне сказать и о школе. Как воспитывать чувство коллективизма, если дети отлучены от общественных нагрузок? Воспитание сводится к нотациям. Уже с первого класса ребят надо приобщать к общественно полезному труду. Каждый должен иметь маленькое общественное поручение.
Если в семье ребенок одинок, в школе не встречает понимания, вот тут и начинается формирование подростковых групп, действия которых не контролируются.
У нас часто говорят: в каждом микрорайоне созданы спортивные площадки и работают клубы по интересам. Да, они создаются. Но где и когда вслух сказано, сколько детей их посещает? Кто и когда провел изучение результативности работы университетов здоровья, созданных для взрослых и детей и работающих на базе клубных учреждений? Мы не знаем, кто ходит на занятия в такие университеты. Но мы рапортуем об их наличии, не задумываясь об эффекте.
Надо всем взрослым миром разворачиваться к детям. Если вовремя выявить склонность к токсикомании, вовремя подлечить школьника, то в течение года можно устранить вредные воздействия на организм. Медлить нельзя!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Девять парней одного призыва
Педагогическое задание на проектирование