Прежде-прежде, в прежние счастливые времена жил на восточной стороне, в местности Хонин-Хотон, в стране высохшей и выдутой ветром, в той стране туманной, в которой люди блуждают, жил человек по имени Хоредой. Жил он с женой Алма-Хатан, женщиной доброй, но бесплодной, как высохшая шкура изюбря. Много у них было скота и добра всякого, но не было у них ни сына, ни дочери. Вот так они долго и скучно жили. Жена Хоредоя Алма-Хатан стала как-то больная и слабая. Тогда берет она материнское желтое священное писание и читает в нем, что будет у них в западной стороне, в месте, куда упадет смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени, сын Наран-батор, простой слабый человек. Узнал об этом Хоредой, сел перед юртой и сидит. День сидит, два сидит, девять дней сидит. На десятый день встал Хоредой, вошел в юрту к жене Алма-Хатан и говорит:
- Западные добрые тэнгэрины велят мне ехать на западную сторону, в место, куда упадет смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени, чтобы взять там сына Наран-батора. Мужчина-человек от своего желания не отказывается, волк и собака, укусивши, не отпускают и пробуют силы. Поеду на западную сторону, в место, куда упадет смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени.
- Думано правдиво и говорено верно, - говорит больная жена Алма-Хатан и подает Хоредою крас-ношелковые поводья.
Вышел Хоредой из юрты, поймал своего чубарого коня, положил на него холщовый потник, оседлал деревянным седлом и, взяв в руки красношел-ковые поводья, сел на коня и поехал прямо на западную сторону, в место, куда упадет смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени. Ехал, ехал и едет. Все далее и далее едет. Глядя вверх, смеется, глядя вниз, плачет, мало-мало рыдая. Так подъехал он к горе, высокой, до самого неба, и не знает, как дальше проехать. Серенькое сердце бьется и коротенькое ребро гнется от боязни: такая высокая, до самого неба гора перед ним. Рысит туда - нет тропинки, рысит сюда - нигде нет проезда. Тогда он спрашивает своего чубарого коня:
- Как проедем эту гору?
Его чубарый, быстрый бегунец так отвечает:
- Возвратись на однодневное расстояние. Я с бега вскочу на эту высокую гору, а ты только сумей удержаться на мне.
Возвратился Хоредой на однодневное расстояние, его чубарый, быстрый бегунец побежал и со всего размаху вскочил на самую вершину горы.
Хоредой закачался в седле, но не упал, держится. После этого спустился Хоредой по ту сторону, в долину белого озера. Подъехал и видит: лежит в траве бело-серебряный светящийся днем и горящий ночью, смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени. Взял его Хоредой и начал грызть на левых коренных зубах. И вдруг небо покрылось облаками, пошел кровавый дождь, каменный град посыпался, после этого пошел большой снег, который упал до нижних сучков деревьев. Снова взял Хоредой смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени и стал грызть на правых коренных зубах. Тогда небо вдруг очистилось от облаков и стало очень жарко; снег скоро весь растаял, по-прежнему стало тепло. Взял белый камень Эрдени Хоредой в третий раз и стал грызть его передними зубами. Тогда белое озеро заволновалось, бело-серебряные барашки пошли туда-сюда, волны поднялись до верхнего неба, ямы опустились до нижней земли. Взмахнул Хоредой смешивающим тысячу веков белым камнем Эрдени, рассек белое озеро по самой высокой волне и видит: на дне лежит сын Наран-батор, простой слабый человек, и плачет. Прыгнул Хоредой на своем чубаром коне на самое дно, взял Наран-батора и выскочил обратно до высоких гор. Сошлись волны на белом озере, и снова все стало тихо и спокойно, как прежде.
Привез Хоредой сына Нагая-батога в свою юрту, видит, жена лежит неживая - померла, пока ездил за Наран-батором. Печальный сделался Хоредой, вышел к своему чубарому коню и говорит:
- Как сына растить? Кто мясо сварит? Кто унты сошьет? Волосы расчешет?
Чубарый, быстрый бегунец отвечает:
- В яркий солнечный день вынеси сына Наран-батора из юрты, положи на смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени, обмой чистой ключевой водой из девяти источников. Встанет Наран-батор сильный и красивый, как молодой изюбрь из северной тайги.
Вынес Хоредой в яркий солнечный день сына Наран-батора из юрты, положил на белый камень Эрдени, обмыл чистой ключевой водой из девяти источников. Встал Наран-батор, сильный и красивый, как молодой изюбрь из северной тайги, и говорит:
- Это ты, мой отец Хоредой, а где мать моя, Алма-Хатан?
- Твоя мать Алма-Хатан померла, не дождавшись, пока я привезу тебя. Как будешь без матери? Кто мясо сварит? Кто унты сошьет? Волосы расчешет? - Так говорит Хоредой, а сам, глядя вверх, смеется, глядя вниз, плачет.
Тогда надевает Наран-батор отцову шелкову шубу для летней поры, сто восемь пуговиц безошибочно застегивает, зовет чубарого, быстрого бегун-ца и едет в девять тайг за берестой и к девяти источникам за чистой ключевой водой. Привозит с девяти тайг бересту и чистую ключевую воду с девяти источников, берет смешивакзший тысячу веков белый камень Эрдени, кладет его на грудь матери Алма-Хатан, берестой с девяти тайг освящает и ключевою водою моет. Встает мать Алма-Хатан по-прежнему здоровая и подвижная и говорит:
- Как долго я спала! Теперь буду сыну своему Наран-батору варить мясо, шить унты, волосы расчесывать.
И зажили они счастливо втроем в восточной стороне.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.