Белый камень Эрдени

Геннадий Николаев| опубликовано в номере №1140, ноябрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Глава третья, рассказанная проводником Василием Харитоновым Мунконовым

Прежде-прежде, в прежние счастливые времена жил на восточной стороне, в местности Хонин-Хотон, в стране высохшей и выдутой ветром, в той стране туманной, в которой люди блуждают, жил человек по имени Хоредой. Жил он с женой Алма-Хатан, женщиной доброй, но бесплодной, как высохшая шкура изюбря. Много у них было скота и добра всякого, но не было у них ни сына, ни дочери. Вот так они долго и скучно жили. Жена Хоредоя Алма-Хатан стала как-то больная и слабая. Тогда берет она материнское желтое священное писание и читает в нем, что будет у них в западной стороне, в месте, куда упадет смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени, сын Наран-батор, простой слабый человек. Узнал об этом Хоредой, сел перед юртой и сидит. День сидит, два сидит, девять дней сидит. На десятый день встал Хоредой, вошел в юрту к жене Алма-Хатан и говорит:

- Западные добрые тэнгэрины велят мне ехать на западную сторону, в место, куда упадет смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени, чтобы взять там сына Наран-батора. Мужчина-человек от своего желания не отказывается, волк и собака, укусивши, не отпускают и пробуют силы. Поеду на западную сторону, в место, куда упадет смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени.

- Думано правдиво и говорено верно, - говорит больная жена Алма-Хатан и подает Хоредою крас-ношелковые поводья.

Вышел Хоредой из юрты, поймал своего чубарого коня, положил на него холщовый потник, оседлал деревянным седлом и, взяв в руки красношел-ковые поводья, сел на коня и поехал прямо на западную сторону, в место, куда упадет смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени. Ехал, ехал и едет. Все далее и далее едет. Глядя вверх, смеется, глядя вниз, плачет, мало-мало рыдая. Так подъехал он к горе, высокой, до самого неба, и не знает, как дальше проехать. Серенькое сердце бьется и коротенькое ребро гнется от боязни: такая высокая, до самого неба гора перед ним. Рысит туда - нет тропинки, рысит сюда - нигде нет проезда. Тогда он спрашивает своего чубарого коня:

- Как проедем эту гору?

Его чубарый, быстрый бегунец так отвечает:

- Возвратись на однодневное расстояние. Я с бега вскочу на эту высокую гору, а ты только сумей удержаться на мне.

Возвратился Хоредой на однодневное расстояние, его чубарый, быстрый бегунец побежал и со всего размаху вскочил на самую вершину горы.

Хоредой закачался в седле, но не упал, держится. После этого спустился Хоредой по ту сторону, в долину белого озера. Подъехал и видит: лежит в траве бело-серебряный светящийся днем и горящий ночью, смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени. Взял его Хоредой и начал грызть на левых коренных зубах. И вдруг небо покрылось облаками, пошел кровавый дождь, каменный град посыпался, после этого пошел большой снег, который упал до нижних сучков деревьев. Снова взял Хоредой смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени и стал грызть на правых коренных зубах. Тогда небо вдруг очистилось от облаков и стало очень жарко; снег скоро весь растаял, по-прежнему стало тепло. Взял белый камень Эрдени Хоредой в третий раз и стал грызть его передними зубами. Тогда белое озеро заволновалось, бело-серебряные барашки пошли туда-сюда, волны поднялись до верхнего неба, ямы опустились до нижней земли. Взмахнул Хоредой смешивающим тысячу веков белым камнем Эрдени, рассек белое озеро по самой высокой волне и видит: на дне лежит сын Наран-батор, простой слабый человек, и плачет. Прыгнул Хоредой на своем чубаром коне на самое дно, взял Наран-батора и выскочил обратно до высоких гор. Сошлись волны на белом озере, и снова все стало тихо и спокойно, как прежде.

Привез Хоредой сына Нагая-батога в свою юрту, видит, жена лежит неживая - померла, пока ездил за Наран-батором. Печальный сделался Хоредой, вышел к своему чубарому коню и говорит:

- Как сына растить? Кто мясо сварит? Кто унты сошьет? Волосы расчешет?

Чубарый, быстрый бегунец отвечает:

- В яркий солнечный день вынеси сына Наран-батора из юрты, положи на смешивающий тысячу веков белый камень Эрдени, обмой чистой ключевой водой из девяти источников. Встанет Наран-батор сильный и красивый, как молодой изюбрь из северной тайги.

Вынес Хоредой в яркий солнечный день сына Наран-батора из юрты, положил на белый камень Эрдени, обмыл чистой ключевой водой из девяти источников. Встал Наран-батор, сильный и красивый, как молодой изюбрь из северной тайги, и говорит:

- Это ты, мой отец Хоредой, а где мать моя, Алма-Хатан?

- Твоя мать Алма-Хатан померла, не дождавшись, пока я привезу тебя. Как будешь без матери? Кто мясо сварит? Кто унты сошьет? Волосы расчешет? - Так говорит Хоредой, а сам, глядя вверх, смеется, глядя вниз, плачет.

Тогда надевает Наран-батор отцову шелкову шубу для летней поры, сто восемь пуговиц безошибочно застегивает, зовет чубарого, быстрого бегун-ца и едет в девять тайг за берестой и к девяти источникам за чистой ключевой водой. Привозит с девяти тайг бересту и чистую ключевую воду с девяти источников, берет смешивакзший тысячу веков белый камень Эрдени, кладет его на грудь матери Алма-Хатан, берестой с девяти тайг освящает и ключевою водою моет. Встает мать Алма-Хатан по-прежнему здоровая и подвижная и говорит:

- Как долго я спала! Теперь буду сыну своему Наран-батору варить мясо, шить унты, волосы расчесывать.

И зажили они счастливо втроем в восточной стороне.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены