Белый камень Эрдени

Геннадий Николаев| опубликовано в номере №1140, ноябрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Один человек человеком не делается, одна головня огнем не делается! - так сказал Наран-батор однажды.

Тогда с утреннего красного солнца начиная достает мать Алма-Хатан материнское желтое священное писание и расстилает от дверей до противоположной стены. Так разостлав, она читает. Тогда вычитывается ей, что прямо на западной стороне, в местности далекой, за самой высокой горой опускается с верхнего неба купаться в белом озере девица с диковинным именем, с именем не нашим, а попросту Тэнгэрин Басаган, дочь западного Тэнгэрина. Она и есть суженая Наран-батора на девять дней и девять ночей. После этого Алма-Хатан складывает священное писание и кладет его на прежнее место.

Тогда берет Наран-батор чубарого, быстрого бегунца, седлает серебряным седлом и, взяв в руки прекрасные шелковые поводья, привязывает к серебряной коновязи, горстью травы кормит, чашкой воды поит. Так приготовив чубарого, быстрого бегунца, говорит:

- Приготовление коня окончилось!

После этого беглым шагом входит в юрту. Мать ставит золотой стол, вкусной нищей угощает, потом ставит серебряный стол, действительно вкусной пищей угощает и наливает крепкое вино. Наран-батор сидит и ест; как волк, глотает, как птица, клюет. Наевшись досыта, встает и начинает одеваться, повертываясь во все стороны перед зеркалом величиной с двери. Потом надевает шел-косу шубу, которую носит в летнюю пору, сто восемь пуговиц безошибочно застегивает, сверху надевает шелкову шубу, которую носит в зимнее время; ни пылинки на нем не оказывается. Туго ремнем подпоясывается, надевает на голову лисью шапку и говорит:

- Приготовление тела окончилось! - и беглым шагом выходит на улицу, подходит к серебряной коновязи, отвязывает прекрасный шелковый повод, ногу ставит в золотосеребряное стремя и садится на чубарого коня.

Так он поехал прямо в западную сторону, в местность далекую, за самой высокой горой, к белому озеру, в котором купается дочь Тэнгэрина, девица с диковинным именем, а попросту Тэнгэрин Басаган. Так поехал он, пыля и туманя; через десять падей ровно рысил, через двадцать падей не кривя рысил. Когда на небе стоял день, то он рысил до тех пор, пока на небе не настанет ночь; когда на небе стояла ночь, то он рысил до тех пор, пока на небе не настанет день. В жаркие дни без питья ехал, в темную ночь без сна ехал. По крику пестрой сороки замечал, что настала половина зимы, и, лисью шапку нахлобучивая, далее рысил; по пению соловья соображал, что наступает половина лета, и, лисью шапку подняв вверх, далее рысил. От его скорой езды делался сильный вихрь, который сносил рыжие камни, и дул черный ветер, который сносил черные камни. Так подъехал Наран-батор к самой высокой горе, остановил своего чубарого коня и говорит ему:

- Как проедем эту гору? Однако вернемся домой, чтоб не оставить здесь своих костей.

Тогда чубарый конь говорит:

- Ты, мужчина-человек, какой коротенький ум имеешь! Если мужчина-человек задуманное оставляет, то не будет попадать стрелою в стреляное, а волки и собаки если укушенное выпускают из зубов, то делаются тощими.

Наран-батор спрашивает своего чубарого коня:

- На эту высокую и крутую гору можешь ли вскочить, на самую вершину?

Чубарый конь отвечает:

- На самую вершину этой высокой и крутой горы могу вскочить, но ты, Наран-батор, удержишься ли на мне?

Наран-батор говорит:

- Если можешь, то скачи, а про меня не думай.

Возвратился Наран-батор на трехдневное расстояние, разбежался чубарый, быстрый бегунец и запрыгнул на самую вершину высокой и крутой горы. После этого поехал Наран-батор в долину белого озера и видит: спускается с неба красивая белая лебедь, садится на берег белого озера и снимает свою бело-пуховую лебяжью одежду. И выходит из одежды прекрасная девица Тэнгэрин Басаган, такая красивая, что от красоты правой ее щеки освещаются правые горы, а от красоты ее левой щеки освещаются левые горы. Так она тихо, плавно ходит, что вырастает тонкая трава; так тихо, нагибаясь, ходит, что овцы и ягнята кричат. Такая она была необыкновенно красивая. Наран-батор влюбился в Тэнгэрин Басаган и, когда она нырнула в белое озеро, взял ее бело-пуховую лебяжью одежду. Накупавшись и поплавав, вышла Тэнгэрин Басаган на берег и видит: держит ее бело-пуховую лебяжью одежду Наран-батор и не хочет отдавать. Тогда она говорит:

- Верни мне мою лебяжью одежду, потому что пора подниматься на небо, к отцу моему, доброму западному Тэнгэрину.

- Не могу вернуть тебе твою лебяжью одежду, потому что ты суженая моя и я на тебе женюсь, - говорит ей Наран-батор.

- Не могу я быть твоей женой, потому что ты простой слабый человек, а я дочь Тэнгэрина. И мне пора подниматься на небо, - говорит Тэнгэрин Басаган. - Если не отдашь мою лебяжью одежду, превратишься в серый камень и врастешь в землю навеки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены