Репортаж с соляных приисков озера Баскунчак
Фото: Максим Мартемьянов |
Не знаете, куда поехать летом? Безусловно, на озеро Баскунчак, где добывают лучшую в мире соль! Вы по достоинству оцените красоту края, дружелюбие рабочих и особенности условий труда. Все это — в очерке Максима Мартемьянова.
Новый день в поселке Нижний Баскунчак начинается в шесть утра. Воздух наполнен свежестью после ночной грозы и пропитан солью. Солнце еще не пересекло границу с Казахстаном, а в тихом поселке уже слышны неторопливые шаги людей в спецовках. В тяжелых резиновых сапогах они двигаются легко, словно вышли на утреннюю пробежку. Здесь только начальство переобувается, когда едет на озеро. Рабочие целыми днями сапог не снимают.
Возле ремонтной автомастерской рабочие собираются покурить. Первые утренние сигареты тянут не спеша, травят анекдоты. Только тем, чья смена закончилась за полночь, не до смеха. Воспаленными глазами они смотрят на восходящее солнце и надеются, что к полудню небо хоть немного затянет облаками.
Лениво рыча, подъезжает старый, защитного цвета, ЗИЛ-157 — тяжелый вездеход. Только такие машины и тракторы могут проехать по озеру Баскунчак.
— На этой машине до Берлина прошли, — говорит кто-то из рабочих.
— Именно на этой?
— Нет, в смысле, на такой же.
Объяснять рабочему, что 157-й начали выпускать в 50-е годы, я не стану. Вряд ли он поверит. Хотя, может, и сам знает, что неправ. Просто ему приятно, всякий раз вставая в предрассветных сумерках, отправляясь на озеро в самое пекло или трясясь в кузове под чистым ночным небом, думать, что на этой машине прошли всю войну. Ведь каждый божий день, какая бы погода ни была, он отправляется на «фронт» — на соляное озеро.
Казах-водитель Мишка сигналит к отъезду. Все поспешно грузятся в кузов: у рабочих зарплата сдельная, сколько наработал, столько и получил. Так что наработать нужно как можно больше.
Когда начали добывать соль на Баскунчаке, никто точно сказать не может. Известно, что добывали ее всегда. Скифы, хазары, половцы и татары, а потом и русские. В XVI веке Иван Грозный покорил Астрахань и прилегающие земли, но настоящая разработка баскунчакского месторождения началась только в 1747 году, когда для защиты промысла от кочевников была построена крепость Кордон с гарнизоном в пятьдесят рядовых и сорок казаков.
Несмотря на внушительную по тем временам охрану, через семь лет добыча была прекращена. Транспортировка соли от озера до ближайшей пристани на реке Ахтубе стоила слишком дорого. В то же время добычу на Эльтонском озере усилили, хотя оттуда до Ахтубы еще дальше. Чем это было вызвано — неизвестно. Скорее всего, причиной, как всегда, стала борьба между владельцами.
В конце XVIII века добыча возобновилась, и торговцы стали замечать, насколько баскунчакская соль лучше эльтонской. С тех пор и началась золотая эра Баскунчака.
Каждую весну десятки тысяч рабочих из России и Средней Азии съезжались к озеру, чтобы наняться на работу. Те, кому везло получить место, выкапывали себе землянки рядом с берегом, и месяцами для них не существовало ничего, кроме земли, солнца и соли.
Труд их был поистине каторжным. Никаких инструментов, кроме лома и лопаты, тогда не применяли. Целыми днями рабочие стояли по колено в ядовитом рассоле, концентрация соли в котором на один литр — более 300 граммов. Малейшая царапина на ноге причиняла нечеловеческую боль. Экзема и тогда еще неизвестный рак кожи стали частыми спутниками соледобытчиков.
Добытой солью нагружали подводы, запряженные верблюдами — единственными животными, которые переносят эти адские условия. Ноги им перед заходом в озеро обмывали, заботясь о чистоте продукции, и обматывали брезентом, чтобы соль не так сильно разъедала кожу. Верблюды везли соль к берегу, где были установлены настилы для просушки. Столбы, которые держали настил, до сих пор печально торчат на берегу.
В местном музее соледобычи есть картина. На ней изображены полуголые рабочие, изнывающие от невыносимой жары и тяжелой работы.
Исполнительный директор ОАО «Бассоль» Павел Любимов очень любит эту картину.
— Совершенно безумная энергетика, — говорит он. — Это раскаленное солнце, люди, животные. В ней есть что то такое… — он не заканчивает, сжимает губы и кулаки, концентрируя эту энергетику в себе.
Любимов встает не намного позже своих рабочих. Бреется не каждый день, как и они. Деловому костюму предпочитает легкую ветровку. Но фотографироваться согласен только при галстуке.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
История фермера из деревни Зеленцино
Мы разыскали свою бывшую аудиторию, а именно — рабочую молодежь
Православных ночных клубов в России не будет
комментарии
И опять замечательные фото!
Спасибо за историческое путешествие. Продукт, без которого не обойтись за каждым столом, достаётся большим трудом. Можно сказать большое спасибо, мужественным и трудолюбивым людям, работающим сейчас на озере Баскунчак.