Мы с начальником фабрики Александром Голиковым подходим к огромной грязно-серой соляной скале.
— Это «царская соль» — так мы ее называем. На самом деле она никакая не царская, просто лежит тут очень долго. Теперь за нее химики дерутся. Дешевая.
Тем временем рабочие ждут на путях, пока бульдозер закончит засыпать соль в вагоны. Через пару часов поезд отправляется на Владимирскую пристань в Ахтубинске, откуда баржи повезут соль по Волге, Оке и Каме.
Я замечаю, что вокруг нас, по всему периметру фабрики, на столбах установлены камеры наблюдения.
— Зачем они тут?
— Смотрим, чтобы не воровали, не курили, — говорит Голиков.
— И на озере тоже есть?
— Там уследить сложнее. Там своих не выдают. А если выдадут, то стукачу положена «премия».
Тот самый «фронтовой» ЗИЛ, управляемый казахом Мишкой, везет нас на озеро. Нас — это начальника железной дороги, начальника участка, главного инженера и меня.
Машина с хрустом заезжает прямо в озеро. Огромные колеса наполовину в воде.
— Смотри, рапа-то уже насытилась, — говорит начальник участка Марат Малдыбаев.
— Да нет еще — дожди же были, — отвечает начальник железной дороги.
— Много ты знаешь! Смотри, хлопья уже пошли.
— И че?
— И че, — передразнивает Марат. — Ты вообще смотри, чтобы тепловоз не опрокинулся.
Дожди действительно были. Из-за них и из-за талого снега пути подмывает. Воду здесь не называют водой. Для соляников то, что окружает их, не вода, а рапа. Это из крана течет вода. На Кордоне есть вода. А здесь рапа — маслянистая тяжелая жидкость, рассол.
Грузовик постоянно проваливается в прососы — провалы, которые образуются из-за вымывания пресной водой. Рапа-то ничего не вымывает, она настолько насыщена солью, что уже ничего в себя взять не может. А вот пресная вода — главный враг железнодорожников.
Начальник железной дороги Александр Сериков опасается за локомотив, который должен увести груженые вагоны через несколько часов. Вот недавно рельс сломался под последним вагоном. Счастье, что под последним. Сломался бы он под первым или в середине, и все — как вытаскивать состав?
Александр — новичок. Один из тех, кто приехал на озеро с приходом нового руководства. Всего два года он решает проблемы своего 50-километрового участка железной дороги. И постоянно спорит с руководством своей бывшей компании — РЖД.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
История фермера из деревни Зеленцино
В ЮАР едет цирк. Самый восхитительный, дорогой, яркий, волшебный и невероятный цирк в мире. Это Кубок мира по футболу
Корреспондент «Смены» Дмитрий Ромендик отправился на экскурсию в самый мистический район Москвы
комментарии
И опять замечательные фото!
Спасибо за историческое путешествие. Продукт, без которого не обойтись за каждым столом, достаётся большим трудом. Можно сказать большое спасибо, мужественным и трудолюбивым людям, работающим сейчас на озере Баскунчак.