Доигрались до Лондона

Дмитрий Федоров| опубликовано в номере №1740, октябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чем спортивные поколения 80-х и 90-х отличаются от поколения нулевых?

Социологические исследования об отечественных спортсменах – не слишком популярная вещь. Но без анкет и статистики очевидно, что в последние полвека каждое десятилетие вносило в модель поведения спортсменов из командных видов спорта что-то новое (в индивидуальных – слишком сильно личностное начало, а влияние среды не является самодовлеющим).

Статус атлета после Великой Отечественной войны постоянно повышался. Индустрия зрелищ в СССР была неразвитой, и спорт заполнял огромную нишу. Спортсмены пользовались бешеной популярностью, но в материальном плане мало чем отличались от сограждан.

Это зачастую приводило к тому, что алкоголь становился такой же естественной составляющей жизни, как тренировки. Не стану приводить список погибших – он велик. Наиболее жуткий пример – хоккеист Виктор Блинов, чемпион мира и Олимпиады – в 22 года умер прямо на льду.

В 80-х спортсмены уже могли добиться довольно высокого материального положения. Не совсем правда, что в те времена играли исключительно за Родину. Спортсмены активно выезжали за границу, покупали там электронику и шмотки. Все это благополучно сплавлялось в Союзе через комиссионки и фарцовщиков.

В сущности, спортсмены 80-х были первыми челноками. Валюту провозили экзотическими способами – например, в капсуле, которая не переваривается в желудке.

Прятали доллары в амуницию – заматывали изолентой на клюшки и т.п. Появилась и такая цель, как заграница. Она же – деньги, она же – профессиональный рост. Менялся облик спортсмена: до этого считалось само собой разумеющимся, что спортсмен двух слов связать не может. От него требовалось добиваться побед, а говорить за коллектив полагалось тренеру. На Западе все наоборот – ходят на спортсмена, а не на тренера, поэтому интервью – составная часть работы. Наши спортсмены впервые почувствовали себя полноценными людьми, с собственным мнением. Это поколение тоже уважало алкоголь, но умеренно, и он не калечил судьбы так, как раньше.

Звездам 90-х потихоньку прививалась западная профессиональная этика, но, к сожалению, именно приоритет материального над спортивным не позволял добиваться серьезных трофеев. Многие из лучших отечественных хоккеистов испортили себе репутацию в НХЛ забастовками или склоками за новые контракты. А как только наши футболисты приходили в западные клубы, те скатывались вниз. Исключения? Канчельскис, Карпин, Мостовой... Они добились славы, эти птенцы первого вольного десятилетия, но общественность упрекала их в отсутствии патриотизма.

В 2000-м хоккейное «Динамо» выиграло чемпионат России. У триумфаторов были зарплаты по две-три тысячи долларов. В последующие годы зарплаты увеличились в десятки раз. Итог – в это десятилетие все стремились играть на Родине. Региональные власти и частные спонсоры вливали (а иногда и прожигали) сумасшедшие деньги. Если в 90-х спортсмены копировали криминальную моду – много черного, пряжки, барсетки, то в новом веке они становятся все более стильными. У многих появляется вкус. Достаточно посмотреть фотосессии футболистов, рекламирующих одежду. Их не отличишь от топ-моделей: атлетичные фигуры, классные стрижки, уверенный взгляд. Недавно я побывал на дне рождения защитника футбольного ЦСКА и сборной России Сергея Игнашевича и обратил внимание на то, что его коллеги, несмотря на обилие спиртных напитков, практически не употребляли алкоголь. Все эти парни предпочитают хорошо играть, зарабатывать деньги и покупать дорогие машины. Теперь в спортивной среде восхищаются не количеством выпитого, а эксклюзивностью авто.

К концу десятилетия Россия вдруг навыигрывала много-много всего ценного в разных видах спорта. И тут обнаружилось пресыщение. Все вроде бы у этих триумфаторов есть, но душа просит чего-то нового. То ли они почувствовали, что спорт в их Отечестве – это мыльный (сугубо дотационный) пузырь, который должен лопнуть из-за кризиса, то ли им просто захотелось играть на переполненных современных стадионах. Без договорняков и с максимальной самоотдачей в каждом матче. У игроков командных видов спорта проснулось самолюбие, желание реализовать свой потенциал уже на мировом уровне. И они поспешили за границу. Не лишь бы куда, как в 90-е, а в лучшие клубы, как, например, Аршавин, Павлюченко, Жирков и Погребняк. В Национальной хоккейной лиге после забастовки в 2005-м мы занимаем доминирующее положение – все топовые индивидуальные призы достаются русским.

Вероятно, следующее поколение спортсменов станет кичиться не только маркой автомобиля и роскошью загородных домов, но и умением воплотить в жизнь высокие мечты. Амбиции в соединении с естественной человеческой тягой к обогащению – это то, чего в полной мере не хватало предыдущим поколениям, которые, несмотря ни на что, болельщики будут вспоминать с любовью и ностальгией.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте об одном из лучших режиссеров нашей страны Никите Сергеевиче Михалкове, о  яркой и очень непростой жизни знаменитого гусара Дениса Давыдова, об истории любви крепостного художника Василия Тропинина, о жизни и творчестве актера Ефима Копеляна, интервью с популярнейшим певцом Сосо Павлиашвили, детектив Ларисы Королевой и генерал-лейтенанта полиции Алексея Лапина «Все и ничего и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Деньги любят счет. Победный!

Наш обозреватель ищет объяснение громких спортивных побед России

Мир после войны

Почему постапокалиптическая игра Fallout стала культовой

Болельщики против болезни

Сколько человек поедет на матч в Уэльс, и чем глорихантер отличается от маркитантки

в этом номере

Бабушкин балет

История о том, как шведский режиссер выпустил на сцену обычных старушек вместе с танцорами-профи

Династия Шмариновых: три поколения в искусстве

Почему трудно быть сыном известного художника, «Смене» рассказал Алексей Шмаринов

Поколение Х, поколение перестройки или «потерянное поколение»

Родились в 1963-1983, период активной реализации – 1980-2000