ПОЧЕМУ мы взяли такую тему для статьи? Следует ли писать об автомобиле? Ведь он же - роскошь, которая доступна немногим. Стоит ли писать о том, что доступно ограниченной группе людей? Может быть, разумнее было бы дать статью о железнодорожном транспорте, который гораздо ближе знаком всей массе наших читателей.
Это вопрос, который неизбежно возникнет у многих из наших читателей.
Но, нужно помнить, что, если у нас в Советском Союзе, автомобильный транспорт развит еще очень слабо, то в других странах и, главным образом, в Америке, автомобиль ведет горячее сражение со всеми остальными способами передвижения. И победа в этом сражении заметно клонится на сторону торжествующего автомобиля.
Луч не всего нам расскажут об этом цифры. Вот вам сводка военных действий между автомобилем и паровозом за 1921 год на американском фронте.
< текст утрачен >
Советской России, тот же автомобиль приходится на 14.700 человек.
Это значит, что если все автомобили Америки выстроить в ряд, то они составят обоз в 30.000 верст, т. - е. больше половины экватора.
К тому же, число автомобилей неудержимо растет каждый год.
На 1 января 1908 года на всей земле насчитывалось не более 290.000 автомобилей, а спустя - 16 лет, к 1 января 1924 г. это число возросло до 17.000.000, т.е. в 59 раз.
Но вот вам и еще одна сводка. Дело идет уже о военных действиях между тем же автомобилем и лошадью. Ведь, еще так недавно лошадь была почти единственным способом передвижения в крупных городах Америки и Европы, и казалось тогда, что не скоро наступит то время, когда лошадь отдаст свои позиции какому либо другому виду транспорта.
Прошло каких - нибудь два десятка лет, и картина резко переменилась: в мало - мальски крупных промышленных центрах Америки и Европы лошадь как средство передвижения, доживает свои последние годы.;
Но лучше всего, обратимся опять к цифрам, рисующим число лошадей в некоторых американских городах в 1910 и 1920 г.
Города: 1910 г. 1920 г.
Нью - Йорк 128224 шт. 56539 шт. Чикаго... 68112 « 30388. Филадельфия. 50461, 19472.
Как видите, число лошадей уменьшилось за последнее десятилетие в этих главных американских центрах более чем в 2 раза.
Что же касается Европы, то и тут цифры говорят все о том же. В Париже, например, в 1913 г. было зарегистрировано 8.800 конных экипажей, из которых на 1 августа 1920 г. их осталось всего только 204, т.е. другими словами число лошадей уменьшилось почти в 44 раза.
Правда, здесь большую роль сыграла война, но, все же, на ее долю ни в коем случае нельзя отнести всего уменьшения. Причина поражения лошади - в победе торжествующего автомобиля.
Наконец, приведем третью и последнюю сводку. Она будет говорить о роли автомобиля в прошлой имериалистической бойне 1914 - 17 г. Какую роль там сыграл автомобиль?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Глава из готовящейся к печати новой книги «Дети и Ленин»