Автобус во всех измерениях

Валерий Гуринович| опубликовано в номере №1288, январь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Собственно, так и случилось в дни предолимпийской трудовой вахты. Лазовцы показали, как они умеют работать. И такая работа им самим была в радость.

Сегодняшний ЛАЗ – Львовский ордена Трудового Красного Знамени автобусный завод имени 50-летия СССР – крупнейшее в Европе автобусное предприятие. По выпуску продукции он уже превзошел «Икарус».

Из семидесяти тысяч автобусов различных модификаций, которые ежегодно производят заводы страны, каждый пятый выходит из сборочных цехов ЛАЗа. Машины с львовской маркой экспортируются во многие страны мира (а ведь сравнительно недавно мы лишь закупали автобусы!).

На любых дорогах Союза можно встретить элегантный, стремительный «лазик». Это самый популярный, самый массовый в стране междугородный и туристический автобус.

И все же в самом начале разговора с главным конструктором Всесоюзного промышленного объединения «Союзавтопром» Евгением Степановичем Майоровым я спросил:

– А может быть, автобус отживает свой век? Не идет ли ему на смену новый вид общественного транспорта, чей контур еще только брезжит в беспокойных умах конструкторов?

Майоров улыбнулся:

– Пока что нам без автобуса не обойтись. Другое дело, что нынешний автобус будет постоянно видоизменяться. В первую очередь двигатель. На смену бензиновому, карбюраторному идет дизельный. И в этом ЛАЗ будет снова первым.

Во Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте автобусостроения, который расположен на территории Львовского автобусного завода (завод является базовым предприятием института), конструкторская мысль реализуется в металле, стекле, пластике... Мне показали образцы машин, которые запустят в серийное производство в одиннадцатой пятилетке.

Дизельный двигатель – долговечный, надежный, экономичный и гораздо менее прихотливый в обслуживании, чем бензиновый, – основа завтрашнего «ЛАЗа». А кроме того...

– Обратите внимание на интерьер салона, – говорит инженер-дизайнер Владимир Ашкин. – Плавные, закругленные линии, никаких выступов, углов. Пассажир должен сливаться с пространством, с движением, как в воздушном лайнере. Ведь если скорости возрастут, значит, возрастут и нервные нагрузки. Мы снимаем их мягкой расцветкой салона, избегаем тонов холодных, резких. Свет слегка притушен; спинка сиденья регулируется автоматически, принимая удобную для тела форму.

Не скрою, я залюбовался макетом. Но тут же поймал себя на мысли: а как насчет «оврагов»? Как неожиданно видоизменится этот красавец, пройдя заводские цеха?

– Конечно, производственникам придется внедрять новую технологию. – Ашкин будто угадал мои сомнения. – Но завод реконструируется. Строятся прессовый корпус, литейка, переоборудуется кузовной...

Главное же, как мне думается, лазовцы морально готовы к выпуску новой модели. Уже собран первый образец автобуса с дизельным двигателем. В следующем году их будет двести штук, а к концу одиннадцатой пятилетки автострады страны примут около двух тысяч дизельных «ЛАЗов».

Специфика ЛАЗа, как, впрочем, и других автобусных предприятий, в том, что почти шестьсот заводов со всех концов страны поставляют необходимые для сборки детали, узлы, фурнитуру. Считай, в каждом крупном городе есть завод, работающий и на лазовцев. Из Москвы идут двигатели, из Ярославля – шины, из Подмосковья – передние оси.... Фрунзе поставляет масляные радиаторы, Сумгаит – трубы и эпоксидные смолы, Белоруссия дает рессоры и карданные валы. Некоторые зарубежные предприятия – постоянные партнеры львовян: из Венгрии поступают на завод задние мосты, из Чехословакии – лакокрасочные изделия...

Это, понятно, затрудняет работу завода: случается, недопоставки сбивают производственный ритм. И здесь имеют первостепенное значение внутризаводская организация труда, использование внутренних резервов.

– Сейчас собираем все силы в кулак, – говорит Следь и как бы для наглядности сжимает свои сильные, широкие пальцы. – Расширяя, реконструируя производство, мы освобождаемся от некоторых поставок. Работаем с партнерами и за «дипломатическим» столом. В этом нам хорошо помогает комсомольская организация.

В комитете комсомола я видел несколько писем в адрес комитетов ВЛКСМ некоторых заводов-смежников: «...Просим оказать содействие в своевременной поставке комплектующих изделий».

И комсомольцы этих заводов оказывают содействие, потому что все мы в конечном счете делаем общее дело – приумножаем богатство Родины.

Освоение дизельных двигателей, повышение комфортабельности автобуса и надежности его в эксплуатации – направления, определяющие завтрашний день ЛАЗа. И прав главный конструктор Майоров, не будем торопиться списывать со счетов автобус.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Стратегия развития

Обсуждаем проект ЦК КПСС к ХХVI съезду коммунистической партии Советского Союза «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 годы и на период до 1990 года»