Автобус во всех измерениях

Валерий Гуринович| опубликовано в номере №1288, январь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Бригада Миляна – бригада-передовик, бригада-флагман... А в общем-то это веселые, добрые люди. Они готовы прийти на выручку друзьям, охотно делятся своим опытом и мастерством с молодежью. Сам Николай Иванович уже не один год возглавляет заводской Совет наставников. Очень хорошо сказал его ученик, слесарь-сборщик, заместитель секретаря цеховой комсомольской организации Слава Малайчук:

– Работать с Миляном – это значит пройти рабочие университеты.

Побеседовав с теми, кто знает Миляна, кто трудится с ним бок о бок, я бы добавил: и высшую школу житейской, сердечной мудрости.

– Люблю работать с молодыми, – говорит сам Милян. – Мне по душе их задор, их максимализм. Молодость – пора поиска, риска и... ошибок. Чтобы ребята не так больно «ушибались», мы, ветераны, подстраховываем их. Ведь нас в свое время тоже учили старшие.

ЛАЗ – завод молодежный. Средний возраст – комсомольский, 27 лет. Здесь немало комсомольско-молодежных бригад. На всю страну известна одна из них – лауреата премии Ленинского комсомола Николая Соболя. Станочники из автоматно-механического цеха, «соболевцы», нынче тоже трудятся уже в счет одиннадцатой пятилетки.

– На пятки молодежь наступает, – шутит Милян. – Ничего, резвее будем.

Чего-чего, а рабочей «резвости» бригаде Миляна не занимать. Вот и сейчас, накануне XXVI съезда партии, досрочно завершив задание 1981 года, эта бригада стала инициатором заводского движения: «XXVI съезду КПСС – двадцать шесть ударных, высокопроизводительных декад!». А одними из первых, кто подхватил эту инициативу, стала бригада Николая Соболя.

– Ребята стараются ни в чем не отстать от миляновцев, – говорит секретарь комитета комсомола завода Зиновий Граб. – И хотя работают они в разных цехах, соревнуются очень эффективно.

Парни из бригады Соболя стараются перенять не только и не столько профессиональные навыки (одна бригада – сборщики, другая – станочники), а сам рабочий настрой, ту атмосферу духовной творческой напряженности, которой заряжен коллектив знатной бригады. словно лейденская банка электричеством.

Когда в прошлом году комсомольцы Приморья бросили клич – снарядить в дорогу символический эшелон «Комсомольская бережливость», – одними из первых в этот необычный состав влились комсомольцы ЛАЗа. И на финише, в Ульяновске, в апреле нынешнего года был и Николай Соболь со своими товарищами.

А комсомольско-молодежная бригада токарей Александра Мороза дала слово завершить план первого полугодия одиннадцатой пятилетки к дню открытия партийного съезда. В день открытия – работать на сэкономленных материалах и электроэнергии.

Да, ЛАЗ – завод молодой. Но что касается добрых рабочих традиций, они, как мы видим, сложились здесь прочно.

Будто всполохами зарницы рассекается воздух огнями электросварки. Огромный металлический каркас кузова кажется неестественно громоздким и беспомощным. Неужели он когда-нибудь станет изящным «лазиком»?

– Что, засмотрелся?

Я оборачиваюсь. Видно, лицо мое сохраняет, выражение растерянности, недоумения, потому что человек, окликнувший меня, улыбается и заразительно хохочет.

– Не веришь, брат, що с такой крендидюлины автобус сробим? – Он снимает тяжелую брезентовую рукавицу и смахивает пот со лба. Его лицо мне кажется удивительно знакомым. И в то же время я уверен: мы не встречались.

И тут вспоминаю, где видел это лицо: в заводской аллее Трудовой славы, на портрете, писанном маслом. Те же веселые, с рыжинкой глаза, та же широкая улыбка. «Лауреат Государственной премии УССР, электросварщик Ковальчук» – значилось под портретом.

– Олимпийские, – кивнул он на стальной каркас.

...«Олимпийский» заказ стал своеобразным экзаменом и для «лазика», и для львовских автобусников. К московским Играм они должны были сделать пятьсот пятьдесят машин. Казалось бы, чего проще. Для завода, выпускающего ежегодно около пятнадцати тысяч автобусов, подобный заказ, в сущности, малость. Но дело в том, что к этой малости предъявлялись особые требования: машины шли на обслуживание «олимпийской семьи». Надежность, качество, комфорт. Олимпийский автобус должен был вобрать в себя лучшее, чего достигли лазовцы почти за четверть века автобусостроения.

Основой для «олимпийца» стала последняя модификация – ЛАЗ-699. В КБ завода группа молодых конструкторов, инженеров, рабочих – мозговой центр, «олимпийские надежды», как шутливо нарекли их на заводе, – искала самые оптимальные решения технических задач. А кроме названных трех – качественность, надежность, комфортабельность, – остро обозначилась еще одна – экономичность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

ТАКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ ЖИЗНЬ

Николай Крючков, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственной премии СССР