Москва. Рабочая окраина. В оазисе заводов затерялось низенькое кирпичное здание школы ФЗУ.
В окна одной половины школы видны длинные столы, чертежные доски и застекленные книжные шкафы. Окна другой половины открывают вид на длинные верстаки со слесарными тисками. Верстаки разделены предохранительной сеткой и по обе стороны их стоят в ряд фабзайцы.
Кабинет мотостроения деревянный. Закоптившиеся доски и зелень деревьев за окнами придают ему мрачный вид. По стенам развешаны чертежи и снимки моторов различной конструкции. По углам стоят учебные моторы. Преподаватель, Иван Николаевич Виноградов, инженер и бывший летчик, объясняет свое любимое дело. Фабзайцы внимательно слушают, осматривают и зарисовывают отдельные схемы и детали, зная, что все это через год - два будет проходить через их руки.
На одном из таких занятий и явилась мысль у фабзайцев:
- А, что, Иван Николаевич, мы самолет построить сможем?
- Сможем, если захотим.
- Правильно, - поддержал весь класс, - этим тесно свяжем теорию с практикой.
Осень 1927 года застала ребят за заготовкой материала. Записавшихся в кружок постройки было много. Центром постройки был назначен модельный цех школы. Администрация школы пошла навстречу ребятам и разрешила использовать кое-какое оборудование. Почти ежедневно после занятий строители собирались в модельный цех.
Распределением работы ведал Саша Яковлев - самый высокий из всего фабзавуча, один из лучших модельщиков, знакомый и со слесарным делом. С первых же дней стройки все дело перешло под его руководство.
Яковлев был председателем кружка. Он быстро усвоил конструкцию затеянного самолета.
Вся зима прошла в заготовке нервюр для крыльев. В каждом крыле до 11 нервюр разных профилей. Для каждого профиля надо отдельный шаблон, а для каждого шаблона нужно было вычертить на фанере отдельный чертеж. Все деревянные части приготавливались в модельной. В слесарной же гнули и отпиливали металлические башмаки для крепления центральной части крыльев.
На токарных станках вилась стружка от изготовления болтов разных размеров.
Хранить чертежи, шаблоны и вообще все хозяйство было негде, а поэтому оно часто пропадало или умышленно уничтожалось ребятами, незанятыми в постройке. С приближением весны активность ребят заметно упала. Не заинтересовавшиеся постройкой отсеивались. Яковлев заходившему Ивану Николаевичу говорил:
- Отсев - это к лучшему. Останется выдержанное, крепкое ядро. С ним пойдем в дальнейшую атаку.
К десятой годовщине Красной армии была организована киносъемка. Труд ребят обошел экран Советского союза. Сильный упадок работы принесло лето - строители разъехались на отдых. Яковлев с небольшой группой оставшихся наметил дальнейший план работ. С осени со свежими силами принялись как следует за работу. Обновленное бюро постройки ввело для углубления авиознаний кружковцев лекции с диапозитивами по истории авиации, моторостроения и эксплуатации самолетов.
Первая и основная трудность, которая ребят застала врасплох, это - нехватка денег и материала. На бюро фабзайцы говорили:
- Нужно связаться с ячейкой ОСО завода.
- В район пойдём за помощью, а самолет кончать надо.
Решили делегировать в Райосо двух членов бюро. Предавиасекцией тов. Червяков принял делегацию с распростертыми объятиями и пригласил на следующее заседание для доклада. На заседании ребята познакомили с конструкцией самолета.
- Очень хорошо! Очень хорошо!
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.