Авиоэнтузиасты

Сергей Игонин| опубликовано в номере №197, июль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Москва. Рабочая окраина. В оазисе заводов затерялось низенькое кирпичное здание школы ФЗУ.

В окна одной половины школы видны длинные столы, чертежные доски и застекленные книжные шкафы. Окна другой половины открывают вид на длинные верстаки со слесарными тисками. Верстаки разделены предохранительной сеткой и по обе стороны их стоят в ряд фабзайцы.

Кабинет мотостроения деревянный. Закоптившиеся доски и зелень деревьев за окнами придают ему мрачный вид. По стенам развешаны чертежи и снимки моторов различной конструкции. По углам стоят учебные моторы. Преподаватель, Иван Николаевич Виноградов, инженер и бывший летчик, объясняет свое любимое дело. Фабзайцы внимательно слушают, осматривают и зарисовывают отдельные схемы и детали, зная, что все это через год - два будет проходить через их руки.

На одном из таких занятий и явилась мысль у фабзайцев:

- А, что, Иван Николаевич, мы самолет построить сможем?

- Сможем, если захотим.

- Правильно, - поддержал весь класс, - этим тесно свяжем теорию с практикой.

Осень 1927 года застала ребят за заготовкой материала. Записавшихся в кружок постройки было много. Центром постройки был назначен модельный цех школы. Администрация школы пошла навстречу ребятам и разрешила использовать кое-какое оборудование. Почти ежедневно после занятий строители собирались в модельный цех.

Распределением работы ведал Саша Яковлев - самый высокий из всего фабзавуча, один из лучших модельщиков, знакомый и со слесарным делом. С первых же дней стройки все дело перешло под его руководство.

Яковлев был председателем кружка. Он быстро усвоил конструкцию затеянного самолета.

Вся зима прошла в заготовке нервюр для крыльев. В каждом крыле до 11 нервюр разных профилей. Для каждого профиля надо отдельный шаблон, а для каждого шаблона нужно было вычертить на фанере отдельный чертеж. Все деревянные части приготавливались в модельной. В слесарной же гнули и отпиливали металлические башмаки для крепления центральной части крыльев.

На токарных станках вилась стружка от изготовления болтов разных размеров.

Хранить чертежи, шаблоны и вообще все хозяйство было негде, а поэтому оно часто пропадало или умышленно уничтожалось ребятами, незанятыми в постройке. С приближением весны активность ребят заметно упала. Не заинтересовавшиеся постройкой отсеивались. Яковлев заходившему Ивану Николаевичу говорил:

- Отсев - это к лучшему. Останется выдержанное, крепкое ядро. С ним пойдем в дальнейшую атаку.

К десятой годовщине Красной армии была организована киносъемка. Труд ребят обошел экран Советского союза. Сильный упадок работы принесло лето - строители разъехались на отдых. Яковлев с небольшой группой оставшихся наметил дальнейший план работ. С осени со свежими силами принялись как следует за работу. Обновленное бюро постройки ввело для углубления авиознаний кружковцев лекции с диапозитивами по истории авиации, моторостроения и эксплуатации самолетов.

Первая и основная трудность, которая ребят застала врасплох, это - нехватка денег и материала. На бюро фабзайцы говорили:

- Нужно связаться с ячейкой ОСО завода.

- В район пойдём за помощью, а самолет кончать надо.

Решили делегировать в Райосо двух членов бюро. Предавиасекцией тов. Червяков принял делегацию с распростертыми объятиями и пригласил на следующее заседание для доклада. На заседании ребята познакомили с конструкцией самолета.

- Очень хорошо! Очень хорошо!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены