ИЗДАВНА человек мечтал о том, чтобы вольной птицей носиться в воздухе над землей. Только около 22 лет тому назад его заветная мечта была осуществлена в Америке братьями Райт, построившими первый аппарат тяжелее воздуха - аэроплан.
Прошло всего восемь лет, и человек стал летать не только над сушей, но и над морями. В 1911 году был изобретен гидроаэроплан, то - есть самолет, могущий подниматься с водной поверхности и садиться на нее.
Таким образом, было положено основание морской авиации, имеющей теперь огромное значение для обороны страны и для экономического ее развития.
Морская авиация особенно быстро стала развиваться во время империалистической войны. Немцами были построены большие подводные лодки, заходившие не только к берегам Англии и Франции, но проникавшие даже до побережья Африки. Немецкие подводные лодки причиняли неисчислимые потери союзникам, они топили их военные суда, гигантские почтово - пассажирские пароходы и транспорты, перевозившие войска, вооружение, снаряды и продовольствие из Америки в Европу. Казалось, от них не было спасения; не проходило дня без того, чтобы ими не было потоплено какое нибудь судно.
Одним из действительных средств для обороны против подводных лодок стал воздушный флот: привязные аэростаты, дирижабли и особенно гидросамолеты. Гидросамолеты, благодаря своей скорости, в короткое время могли обозреть огромные водные пространства, наблюдая с высоты за поверхностью моря или океана. Заметив под водную лодку даже на значительной глубине, не говоря уже про то, когда она плыла на поверхности моря, летчик удачным попаданием сброшенной бомбы иногда и сам отправлял ее на морское дно, а чаще всего сообщал по радио сторожевым судам о появлении подводной лодки, и тем самым помогал ее уничтожению. В то же время он предупреждал торговые суда о грозившей им опасности.
Положение сразу изменилось: за последние десять месяцев войны немцам удалось потопить всего только три судна, неприятеля.
В настоящее время в морской авиации имеется целый ряд разнообразных воздушных судов, каждое из которых имеет свое особое назначение. Гидросамолеты разделяются на лодочные (летающая лодка), спускаемые на воду на подставляемые под них колеса, и поплавковые, имеющие обычно пару поплавков, на которых гидросамолеты держатся на воде.
Гидросамолет «амфибия» (амфибия - значит землеводное животное) снабжен и колесами и поплавками, благодаря чему он может подниматься от земли и садиться на воду, или наоборот.
Необходимо упомянуть и о, так называемом, морском самолете, который, взлетая с суши или палубы военного корабля, может, в случае необходимости, садиться на воду и держаться часов двенадцать, не затонув, пока ему не придет на помощь судно, которое берет его на борт или на буксир.
Далее в морском деле важное значение имеет корабельная авиация.
Сюда относятся бортовые самолеты, которые поднимаются в воздух с площадок, устраиваемых над орудиями броненосца или же с катапульт. Имеется специальные суда, называемые авианосцами, назначение которых - служить базой для авиации. На авианосце имеются ангары, аэродром (палуба), ремонтные мастерские, склады запасных частей и горючего.
Самолеты поднимаются в воздух или прямо с палубы авианосца или же при помощи катапульты. Последняя представляет из себя обычно металлическое сооружение в виде длинной, узкой платформы, поворачивающейся во всех направлениях. Действует она сжатым воздухом или пороховыми газами. Самолет, поставленный на катапульте, получает достаточную скорость для взлета, катапульта как - бы, стреляет самолетом.
Возвращаясь с моря, гидросамолет садится на палубу авианосца, на которой имеются приспособления, помогающие самолету быстро потерять поступательную скорость.
В морской войне гидросамолеты несут самую разнообразную службу.
Одни из них - разведчики несут разведывательную службу, сообщая сведения о движении и расположении неприятельских кораблей, о появлении враждебных подводных лодок, корректируют стрельбу береговой и судовой артиллерии, другие же - истребители обороняют свои берега или свой флот от нападения воздушного врага, атакуя его пулеметным огнем.
Бомбардировщики бомбардируют неприятельские приморские города, гидробазы и суда, сбрасывая бомбы весом от 30 до 60 пудов каждая. Разрушительное действие подобных бомб настолько велико, что большие броненосцы тонут в течение нескольких минут, как показали опыты в Америке.
Гидросамолет - миноносец (торпедоносец) несет на себе мину. Заметив неприятельский корабль, летчик направляется к нему быстрым ходом, снижаясь на несколько десятков метров над водой, опускает самодвижущуюся мину на воду, а сам быстро и круто взмывает вверх, спасаясь от обстрела из специальных орудий корабля. Мина, движущаяся по инерции и при помощи имеющегося в ней автоматического двигателя, устремляется на злополучный корабль и, в случае удачного нападения, раздается оглушительный грохот и через несколько минут грозный стальной гигант исчезает в морской пучине.
Три года тому назад в Америке возник вопрос, стоит ли тратить деньги на морской флот, если постройка одного броненосца обходится в несколько десятков миллионов, а он в 20 - 30 минут может быть потоплен подводной лодкой или гидросамолетом - бомбардировщиком. Вопрос этот возбудил самые жаркие споры: одни доказывали, что морской флот необходим и морская авиация не имеет особого назначения для обороны страны, другие же утверждали, что морской флот - уже устарелый способ защиты, и нечего тратить на его постройку и содержание баснословные суммы зря, когда стоит затратить одну десятую этих сумм на подводные лодки и морскую авиацию, и страна будет в полной безопасности.
Тогда правительство решило произвести опыты, пожертвовав для этого двумя германскими и броненосцами, несколькими миноносцами и подводными лодками, доставшимися Америке при дележе добычи союзниками по окончании мировой войны. Эти опыты, производившиеся в июне 1922 года, поразили весь мир. Гигантские корабли пошли ко дну в течение 20 - 30 минут после попадания около их бортов нескольких бомб, весом от 30 до 60 пуд., сброшенных с гидроаэропланов - бомбардировщиков.
После этих опытов уже не оставалось ни малейшего сомнения в том, что морская авиация является одним, из самых могучих и действительных средств для обороны страны и с того времени развитие ее во всех главнейших государствах, идет огромными шагами вперед.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.