13 черных кошек

Владимир Мезенцев| опубликовано в номере №1312, январь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чтобы увидеть полную несостоятельность суеверных примет, полезно заглянуть в их далекое прошлое, совершить путешествие к тем дням, когда наши предки начинали свой путь к человеку разумному. Наблюдая природу, человек видел, что многие ее явления чем-то похожи друг на друга. Не означает ли это, что одно из них вызывает другое? Или, может быть, явление, вещь, животное передают свои качества другим? Так, еще в первобытном обществе возникла и укрепилась в человеческом сознании вера: подобное может вызывать подобное.

Остается только удивляться, в каких закоулках сознания хранилось тысячи и тысячи лет это столь очевидное заблуждение первобытного ума! Хранилось и сохранилось до наших дней. Ведь именно с этим заблуждением связано, например, поверье: встретить зайца – не к добру. В его основе древняя вера в то, что заяц, встретившись с человеком, может передать ему свою трусость.

Когда-то на Руси крестьянки, сажая капусту, одевались в рваную одежду и плотно убирали свои волосы. Это делалось в надежде, что капуста уродится хорошей – на ней будет много листьев, как лохмотьев на одежде, а кочаны будут плотными, как гладко причесанная голова. Подобное принесет подобное.

Ложная вера породила очень много пустых, вздорных примет вроде: «Наступил на чужой след – заболят ноги», «Чешутся глаза – к слезам». Некоторые из таких примет возникли и того проще – по звуковому сходству совершенно различных по смыслу слов: «Разлить чай – к нечаянности», «Увидеть во сне печь – к печали» и т. д.

Надо ли говорить о том, что все подобные приметы ничего не стоят?

Не представляет большого труда показать и всю беспочвенность наивной веры в амулеты и талисманы. Имей они ту силу, которую им приписывают, как все было бы у каждого из нас просто в жизни! Вы не хотите болеть? Чего проще – держите при себе всесильный амулет, оберегающий от болезни. Счастье в семье? Его обеспечат семь слоников. А чтобы оно было совсем безоблачным, носите, кроме того, изделия из бирюзы... Пожалуй, не потребовалось бы и двадцати чудодейственных предметов, чтобы оградить свою жизнь от всех неприятностей.

Такое можно воспринимать всерьез только в сказке. Однако миллионы разумных людей носят с собой самые разнообразные талисманы – от зубов акулы до чертиков, висящих на нитке в автомашине. Не так-то просты эти «пережитки прошлого», как они иным кажутся!

Суеверный человек забивает голову бесполезным грузом предрассудков. Суеверие мешает ему жить, подрывает веру в свою волю, порождает чувство бессилия перед «судьбой», перед тем, что якобы должно случиться. Люди впечатлительные, легко возбудимые доходят иной раз до полного бессилия – они не могут выполнить то, что в обычном, спокойном состоянии делают прекрасно. Такие люди нередко становятся жертвами откровенных шарлатанов – знахарей и гадалок, наносят себе непоправимый вред. Живя в призрачном мире суеверий, человек незаметно для себя все больше окунается в этот мир.

Вот почему не следует думать, что суеверия приносят меньший вред, чем религиозное мировоззрение. Особенно если учесть, что в нашей стране не так уж много людей, которых можно отнести к истинно и глубоко верующим, а суеверные приметы и гадания еще находят многих приверженцев.

Перевоспитать суеверного человека столь же трудно, как и переубедить искренне верующих. Заблуждения эти, как правило, связаны с особенностями психики индивидуума, зависят от общего психологического настроя человека. А «настрой» этот формируется и цементируется всесторонней идейной закалкой.

Если человек овладел материалистическими знаниями, то любое явление в природе и обществе, каким бы оно ни казалось загадочным и таинственным, он воспринимает без мыслей о «потустороннем». Ибо он хорошо знает истину: все в окружающем нас мире материально, все живет по нерушимым законам развития материи.

...Прав был Эмиль Золя, сказав однажды: «Суеверие опасно, допускать его существование – в этом есть даже известная трусость. Относиться к нему терпимо – не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья?»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены