13 черных кошек

Владимир Мезенцев| опубликовано в номере №1312, январь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Выясняя причины столь распространенного пристрастия ко всякого рода гаданиям, суеверным приметам, прежде всего надо говорить об извечном стремлении человека узнать, что его ожидает в будущем – завтра, через неделю, через год.

Из неоглядной дали времен идет эта волнующая мечта человечества. Появившись вместе с сознанием у наших далеких предков, она живет и в нашем сознании.

Настоящее всегда и неизменно содержит в себе будущее. Даже самые обыденные, повседневные дела человеческие связаны с мыслями о будущем, со стремлением увидеть, предугадать его. Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, говорил когда-то мудрый Дж. Свифт, большинство готовится жить позднее. Так было всегда. Необходимость предвидеть возникла у людей с того времени, как они стали заниматься трудом. Засевая весной землю, ухаживая за садом, человек хотел знать, будет ли год урожайным, пройдут ли вовремя дожди, не побьют ли урожай морозы. Отправляясь в далекое путешествие, люди старались предусмотреть, какие трудности и опасности ожидают их в пути, чтобы подготовиться к ним. Начиная новое дело, человек всегда думает о том, как он будет осуществлять задуманное. И очень часто, увы, он ищет путь в грядущее на тропках человеческих заблуждений.

Уверенное, вполне реальное предвидение будущих событий возможно только на основе глубокого знания законов, по которым развиваются природа и общество. Только наука позволяет нам с уверенностью предсказывать будущее. В этом с особой убедительностью сказывается могущество человеческих знаний. В. И. Ленин говорил: «Чудесное пророчество есть сказка. Но научное пророчество есть факт».

Чтобы предсказать какое-то событие, необходимо очень хорошо знать законы того круга явлений, к которым относится предсказание. Надо глубоко и всесторонне изучить все качественные особенности этих явлений, их причины и необходимые связи. Наконец, для успешного научного предвидения надо хорошо знать наиболее общие законы развития природы и общества, надо руководствоваться таким методом познания действительности, который позволяет правильно оценивать и обобщать явления природы и общества. Такую возможность нам дает марксизм-ленинизм – высшее достижение философской мысли в истории человеческого общества.

...Один из источников, который питает мир суеверий, – случайные совпадения. Совпадения – по месту и времени – двух различных, ничем не связанных событий дали в прошлом начало многим суеверным приметам. Это одна из причин их живучести и в настоящем Десятки и сотни раз мы наблюдаем, как дорогу перебегает черная кошка. Ничего неприятного после такой встречи не происходит, и человек не вспоминает о четвероногом «носителе зла». Но вот после одной из таких встреч у него происходит какая-то неприятность. И память тут же услужливо напоминает: перед этим была черная кошка! Теперь этого человека уже не так легко убедить, что совпадение ни о чем не говорит. Ведь он хорошо запомнил именно этот случай и забыл все остальные. Если из десяти, даже двадцати случаев какая-либо примета окажется верной хотя бы один раз, мы запомним это скорее, чем все несовпадения! Таково, к сожалению, свойство нашей памяти.

Жизнь преподносит нам иной раз столь редкостные случаи, которые у многих и на многие годы способны породить мистические настроения.

В конце прошлого века в США была издана приключенческая повесть М. Робертсона. В ней описывается путешествие на пароходе, имевшем длину более 800 футов. В то время таких гигантов еще не строили. Взяв на борт около 3000 пассажиров, пароход отплыл в свой первый рейс из Европы в Америку. Недалеко от берегов Нового Света в одну из апрельских ночей он столкнулся с айсбергом и затонул.

Прошло шестнадцать лет, и история, выдуманная от начала до конца писателем, повторилась в жизни. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года у берегов Америки столкнулся с айсбергом и затонул только что построенный огромный океанский лайнер. На его борту было более 2000 пассажиров. Пароход назывался «Титаник», длина его составляла 820 футов...

Двадцать лет назад на уральском Нижне-Сергинском металлургическом заводе произошло событие, взволновавшее весь коллектив. При разгрузке вагона со скрапом (металлический лом и отходы производства, идущие на переплавку), прибывшего из Горького, рабочие обратили внимание на старую солдатскую каску. На подкладке ее была надпись: «М. А. Далматов». Вспомнили, что на заводе есть моторист Николай Михайлович Далматов. Взглянув на надпись, тот взволнованно сказал: «Это, кажется, рука отца... Он всегда неумело писал заглавную букву нашей фамилии».

Каску показали И. Д. Мешкову, воевавшему с Дапматовым. Тот подтвердил: «Его каска! Мы вместе получали их и вместе подписывали».

Михаил Алексеевич Далматов погиб в октябре 1944 года в Восточной Пруссии. А через шестнадцать лет его каска волею редкого стечения обстоятельств попала на вечное хранение в его родную семью.

И третий пример, опять взятый из реальной жизни. Известный актер конца прошлого столетия Чарлз Коглен родился на острове принца Эдуарда, в заливе св. Лаврентия. В 1899 году на гастролях в городе Галвестон он умер. Похоронили его здесь же, положив в герметический оловянный гроб. Через год над Галвестоном пронесся страшный ураган, названный позднее «ураганом века». Ветер нагнал из Мексиканского залива такое количество воды, что город был затоплен. Потоки бушующей воды размыли кладбищенские могилы, и гроб с телом Коглена был унесен в море. По воле волн он попал в Гольфстрим, а это течение занесло гроб в залив св. Лаврентия. Здесь его обнаружили рыбаки с острова принца Эдуарда. Плавая почти девять лет в океане, ящик был покрыт ракушками и водорослями. Рыбаки очистили его и прочли на крышке имя умершего. Дом, где он когда-то родился, находился в нескольких милях (!).

Три невыдуманные истории. Три редкостных совпадения. Трудно сказать, какая из этих историй наименее или наиболее вероятна, но легко представить себе, какой «мистический резонанс» может вызвать каждый из этих рассказов. О первом из них скажут что-нибудь вроде: «Как интересно!», «Вот ведь как бывает!». Вторая история – с каской отца – может вызвать мысли уже о каких-то неведомых нам явлениях в природе: «Смотрите-ка, каска отца разыскала сына! Ведь ни к кому другому попала. А говорят, что ничего «такого» нет». Ну, а последний случай наверняка не оставит равнодушным того, кто не чужд суеверного восприятия окружающей действительности: «Ну, разве вы не видите в этом чудесном возвращении на землю своих предков руки судьбы?! Молились за своего сына старики родители – хотели увидеть его еще раз, – и бог внял их молитвам».

Суеверия, пророчащие человеку горе и радость, заботы и удовольствие, долгую и короткую жизнь... Сколько их в арсенале человеческой фантазии! Далекие от истины представления о природе создали (и создают) такое множество поверий, что они способны преследовать нас буквально на каждом шагу.

Стоит лишь близко подружиться с суеверием – и перед вами нескончаемым потоком, один за другим, пойдут предвестники грядущих событий. Завоет во дворе собака, просыпется соль, разобьется зеркало, прикурят трое от одной спички, загудит самовар и т. д. и т. п. – все о чем-то говорит, предостерегает, пророчит. Вот почему даже самый откровенный суевер опасается обычно нескольких примет – тех, которые ближе задевают его бытие.

В том, что профессия человека накладывает свой отпечаток на его отношение к различным суевериям, нет ничего удивительного.

Собственный «суеверный набор» с давних пор имеется, например, у моряков. Широко распространена у них примета о том, что женщина на борту приносит несчастье. До наших дней не исчезло предубеждение против числа «13» и «тяжелых» дней – понедельника и пятницы, – в эти дни лучше не выходить в море. Множество морских суеверий связано с ветром.

Известный советский капитан дальнего плавания Герой Социалистического Труда А. И. Щетинина дает убедительное объяснение суеверных представлений у моряков. «Моряк не боится явной опасности, тяжелого труда, лишений, – пишет она. – Но... неведомое! Вот перед чем может дрогнуть даже самая смелая морская душа. И в наше время, несмотря на достижения в технике судостроения, навигационном, океанологическом и метеорологическом обеспечении мореплавания, морская стихия еще далеко не покорена, и человечество ежегодно приносит морю жертвы – многие десятки судов и тысячи человеческих жизней».

Вот и еще одна из причин живучести древних поверий. Страх! Страх перед опасностями, перед неведомым, что ждет человека сегодня и завтра. Недаром суеверия особенно распространены среди тех, чья профессия связана со случайностями, с каждодневной опасностью. «Люди порабощаются суеверием только пока продолжается страх», – писал философ-материалист XVII века Б. Спиноза. Находясь между страхом и надеждой, они чрезвычайно склонны верить вымыслам. Боязнь за своих близких, находящихся в тяжелом состоянии, ожидание грядущих бед, грозящая опасность – все это питательная почва для суеверий, даже если их бессмысленность очевидна.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Талант к предъявлению

Заметки с VII выставки произведений молодых художников в залах Академии художеств СССР

Слезы и лавры

Документальная повесть