К семидесятилетию со дня рождения
В биографии Сергея Есенина еще немало «белых пятен». Поэтому интересна и дорога каждая новая публикация, каждый новый штрих, позволяющие полнее воссоздать облик Есенина-человека и Есенина-поэта.
С этой точки зрения интересны и некоторые материалы из архива литератора М. П. Мурашова, которые мы публикуем.
Дружба Сергея Александровича Есенина и Михаила Павловича Мурашова завязалась в первый приезд Есенина в Петербург, весной 1914 года. Есенин пришел к Мурашову с запиской Александра Блока:
«Дорогой Михаил Павлович!
Направляю к вам талантливого крестьянского поэта-самородка. Вам, как крестьянскому писателю, он будет ближе, и вы лучше, чем кто-либо, поймете его.
Ваш А. Блок.
P. S. Я отобрал 6 стихотворений и направил с ними к Сергею Митрофановичу. Посмотрите и сделайте все, что возможно».
С первой же встречи двадцатилетний поэт душевно привязался к своему новому товарищу, который отвечал ему такой же искренней и сердечной дружбой.
Как старший и более опытный литератор, Михаил Павлович помогал Есенину в устройстве всяких дел бытового характера, содействовал напечатанию его стихов в журналах и сборниках, выходящих в столице.
Есенин бывал у Мурашова почти ежедневно и некоторое время даже жил у него. Он делился с Михаилом Павловичем своими радостями и горестями, поверял ему свои замыслы и немало стихов сочинил за письменным столом в скромной мурашовской квартире. Будучи уже известным поэтом, вспоминая те дни, Есенин написал на книжке «Плавильня слов»:
«Первому из первых друзей моих города Питера. Мише Мурашову.
1920 год».
Мало что известно о близости Есенина к литературно-художественному обществу «Страда», хотя поэт принимал весьма деятельное участие в «Вечерах искусства», устраиваемых этим обществом.
...1915 год. Идет второй год мировой империалистической войны. Десятки тысяч русских солдат гибнут на фронтах. Растет ненависть народа к кровавой войне, к самодержавию.
Царское правительство на вспышки народного гнева отвечает жесточайшими репрессиями: переполнены тюрьмы, многочисленные этапы «политических» идут в Сибирь...
Октябрь месяц. По Петрограду разлетелись белые листки пригласительных билетов:
«Учредители Литературно-Художественного общества «Страда» С. М. Городецкий, М. П. Мурашов и В. Г. Клочков покорнейше просят Вас пожаловать на учредительное собрание острова «Страда», имеющее быть в субботу 17 октября с. г.
Малая Посадская, д. 14, кв. 8. В 8 час. вечера».
... Выступая на учредительном собрании «Страды», один из активных членов этого общества, артист Василий Васильевич Игнатов, говорил:
«Каждая смерть воина, как нашего, так и каждого воина воюющих государств, все беды и несчастья и весь ужас настоящей войны - наше преступление. Это страшная расплата за наше государственное неустройство, за то, что у нас клейменые висельники благоденствуют в чинах и орденах; за то, что подлый хам, развратный кликуша имеет фактически неограниченную власть в стране. Расплата за наше государственное и личное правовое недомыслие, за самих себя, за все, содержащееся в нас. За то, что нами правят так, как мы достойны; за то, что церковь у нас торгует, школа калечит, литература, хотя и не вся, облеклась в пошлость, беспринципность, грязь и преступность, нагло торгует собой оптом и в розницу. За то, что от литературы не отстает и театр...»
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из воспоминаний старого «сменовца»