Ассистент открыл дверь и попросил испытуемого зайти в аудиторию. В комнате висела большая грифельная доска, разделенная на две половины. Левую часть занимал квадрат с цифрами и буквами (рис. 1), правую - два чертежа с зубчатой передачей (рис. 2).
Профессор внимательно оглядел испытуемого.
- Прошу вас проделать вначале левый тест. Соедините любыми линиями цифры и буквы в квадрате. Соединять надо так, чтобы получилась фраза «Я люблю петь», а порядок букв соответствовал ряду цифр. А мы засечем время.
Испытуемый подошел к доске и взял мел. Ассистент включил электрические часы. Испытуемый лихорадочно провел первую линию: «I -Я». Вторую. Третью. Квадрат покрылся паутиной. Часы громко стучали. Испытуемый покрылся испариной.
- Все, - выдавил он.
- Перейдем к следующему тесту, - сказал профессор, остановив часы. - В каком направлении пойдет груз - вверх или вниз - в механизме, изображенном на рисунке 2, если мы повернем рукоятку против часовой стрелки? - И ассистенту: - Время!
- Вниз.
- Допустим... А во втором случае?
- Большое колесо повернется по часовой стрелке... значит, вверх.
- Вы свободны, - сказал профессор. - Идите.
Когда испытуемый выходил из аудитории, он услышал, как ассистент тихо спросил:
- Дебил или имбецил?
- Дебил, дебил, - сказал профессор. - Типичный.
На обратном пути испытуемый зашел в библиотеку и взял медицинский справочник. «Дебил, - прочел он, - слаборазвитый в умственном отношении индивид. Без перспектив на улучшение...»
Эта сценка в несколько шаржированном виде (хотя приведенные тесты - реальные) отражает опыты, ставившиеся у нас в начале 30-х годов. В тот период (1925 - 1936 годы) представители нового научного направления - психотехники (психология технической деятельности) проводили обследование сотен тысяч рабочих, колхозников, учащихся. Вычислялся пресловутый «коэффициент умственной одаренности». Фактически же речь шла о выявлении склонности испытуемых к тому или иному роду трудовой деятельности, о выявлении призвания.
В 1936 году тестовые испытания были запрещены.
Может быть, психотехника умерла потому, что исчезла проблема?
Увы, извечная человеческая задача - поиск своей «точки» в жизни - отнюдь не исчезла. Наоборот, с каждым годом она приобретала все большую остроту. В обществе, где существует свыше трех тысяч профессий и гарантирован свободный выбор любой из них, задача определения призвания становится одной из самых сложных, обрастает массой психологических, социологических и материальных нюансов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К семидесятилетию со дня рождения