Надо было иметь большое гражданское мужество, чтобы публично высказывать такие мысли.
«... Пусть «Страда» скажет, что в ударе молота больше поэзии, чем во всех сантиментах нашей интимной повседневности, - говорил Игнатов, - что истинная красота и величайшая поэзия лишь в знании и постоянном труде. Потому что чувства наши все временны, имеют начало и конец, а знания и труд бесконечны в красоте достижений своих...
Пусть научит «Страда» народного поэта не о солнце на небе петь - о солнце далеком слишком много пропето ненужных песен, - а воспевать самое близкое солнце земли - Человека-творца, петь о плодах его знаний и работ».
Четверг, 19 ноября.
Первый вечер «Страды».
В программе вечера напечатано:
«Русь», стих. С. А. Есенина. Прочтет автор».
10 декабря.
«Закрытый вечер, посвященный произведениям народных поэтов Н. А. Клюева и С. А. Есенина-Слово «Страды» о народных поэтах Н. А. Клюеве и С. А. Есенине. Прочтет И. И. Ясинский. Н. А. Клюев и С. А. Есенин прочтут свои стихотворения. Русские песни исполнит хор гусляров под управлением Н. Н. Голосова.
Л. А. Арсеньева, В. В. Игнатов, артисты Малого театра, прочтут стихотворения Н. Клюева и С. Есенина».
В записях Мурашова читаем:
«Организованное нами литературно-художественное общество «Страда» отнимало у меня очень много времени. Я был членом-распорядителем общества, и на мне лежала ответственность за политическую и хозяйственную сторону дела, особенно после открытия театра, в котором, кроме спектаклей, устраивались литературные вечера, где выступали члены общества. На одном из таких вечеров Сергей Есенин по просьбе слушателей прочел, кроме разрешенных цензурой стихотворений, еще одно, которое полиции не понравилось. Пришлось еще раз ездить в Градоначальство и доказывать, что стихотворение лирическое и ничего в нем политического не было...»
«... Есенин стал чаще бывать у меня. Всемерно старался я его успокоить и обещал после призыва помочь перевести его из воинской части в одно из военизированных учреждений морского министерства.
В одно из таких посещений, 15 марта 1916 года, придя домой с работы, я застал Сергея за моим письменным столом. Он писал стихи на подвернувшихся ему под руку моих личных бланках.
Зная его скрытность в вопросах творчества, я немного схитрил; принес полотенце, мыло и сказал: - На, иди мой руки. Сейчас обедать будем. Он повиновался, а я в это время заглянул в написанное. Передо мной лежало уже законченное и переписанное стихотворение «Деревня».
Тут же были наброски, начальные строки позднее написанных стихотворений. Одно стихотворение начиналось так:
«Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам».... После обеда, когда перешли в кабинет, он прочел несколько новых стихотворений и в заключение преподнес мне свой портрет, написал на нем:
«Дорогой дружище, Миша, Ты, как вихрь, а я, как замять: Сбереги под тихой крышей Обо мне любовь и память.
Сергей ЕСЕНИН. 1916 г., 15 марта».
«Вскоре по возвращении из-за границы Сергей Александрович зашел ко мне. Конечно, я стал расспрашивать его: что интересного видел он за рубежом, что поразило его в Америке?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.