Индикатор таланта

Л Аркадин| опубликовано в номере №921, октябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сегодня в отношении и проблеме «призвание» в умах причастных к ее решению людей произошел качественный переворот, немного похожий на тот, который испытали несколько лет назад педагоги.

Педагоги в свое время дружно обвиняли мозг: он-де за последние три тысячи лет практически не изменился, а поток информации, вводимой в него в процессе обучения, возрос в сотни раз. И мозг захлебывается.

Педагогам верили, пока не появилась кибернетика. А она доказала: возможности нашего мозга еще очень далеки от своего предела. Виноваты педагоги, которые в середине XX века пользуются принципами обучения, созданными столетие назад.

В результате появились электронные обучающие машины, программированные учебники. Аналогичная переоценка ценностей происходит сегодня и у профориентаторов.

Да, голыми руками энтузиазма проблему «призвание» не взять. Нужны принципиально новые методы, новая техника. А главное, нужна общесоюзная координация усилий тысяч и тысяч специалистов, подчиненная единому плану. Вот как рисуются контуры такого плана.

Профориентационный портрет личности

Чтобы на каком-то отрезке жизненного пути человек - по совету общества и велению души - мог уверенно перевести стрелку своего призвания, прежде всего нужен пристальный и непрерывный анализ личности с первых дней ее появления.

Один из важнейших этапов такого анализа - регулярные и всесторонние медицинские обследования (контроль веса, роста, объема грудной клетки, анализы крови, качество зрения, сила мышц и т. д. и т. п.). Частота таких обследований должна быть достаточной для построения динамической кривой развития организма.

Затем комплекс психофизиологических проверок (темперамент: холерик, сангвиник, меланхолик? Вид памяти: моторная, слуховая, зрительная? И т. д. и т. п.).

Внешние наблюдения (подробная анкета: «Какие вам нравятся кинофильмы? Какой вид спорта вас больше привлекает?» Мнения учителей, родителей, товарищей: вспыльчив или покладист, доброжелателен или озлоблен, весел или угрюм? И т. д. и т. п.).

И тесты (но не как орудие главного калибра, а как одно из средств раскрытия тайн «черного ящика»). Тесты на устойчивость внимания, на утомляемость, на комбинаторные способности, на продуктивность внимания.

Вся эта информация должна сводиться в единую «Карту жизни» данного человека, образуя «портрет личности».

Наряду с результатами анализов в «Карте жизни» будет фиксироваться процесс обучения и воспитания личности. В течение первых нескольких лет эту задачу будет решать в основном семья. Не исключено, что в будущем ученые разработают своеобразную «Инструкцию для родителей», где будут зафиксированы правила ведения такой «карты».

Но система комплексных прослушиваний «черного ящика», как бы важна она ни была, лишь одна из опор огромного здания профориентации, которое нам предстоит построить.

Вторая опора - профессиография. Информация о профессиях необычайно важна при выборе оптимального жизненного пути. Увы, этот вопрос у нас почти в совершенном загоне. Каждый, кто, намереваясь выбрать вуз, брал в руки «Справочник для поступающих в высшие учебные заведения», вероятно, помнит чувство глухой злости к его составителям, которые скучно и нудно перечисляют десятки факультетов и сотни специальностей. А здесь в золотой пропорции нужны поэзия и юмор, фантазия и деловитость.

Впрочем, составители «Справочника» не столь уж и виноваты. Оказывается, достаточно полно и без избыточной информационной «воды» описать какую-либо профессию не так-то просто. У профориентаторов есть даже специальное научное направление, занимающееся этой проблемой, - профессиография. Польские профессиографы, например, уже выпустили капитальный информационный справочник о 178 ведущих профессиях. Книга названа «Кем быть?» и пользуется огромным спросом у молодежи. В шведских и датских школах регулярно проводятся специальные уроки профориентации, на которых специалисты различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства и культуры с помощью кино рассказывают о своих профессиях. Правда, профориентаторы капиталистических стран играют не совсем благовидную роль. Используя новейшие методы науки, они направляют молодежь из рабочих семей на пути «рабочей» специализации (токари, шоферы, каменщики и т. п.), а молодежь из буржуазных семей - к профессиям «белых воротничнов».

Третья опора системы профориентации - психофизическое обучение, или, говоря попросту, проверка человека в деле. Известно, как бы хорош ни был тренер, как бы подробно он ни показывал ученику приемы плавания, какие бы отличные физические данные ни были у этого ученика, выяснить, выйдет из него чемпион или примитивный «лягушатник», можно только после практических тренировок на воде. Иными словами, идеалом было бы «проверочное» обучение каждого человека нескольким (три - пять - десять?!) специальностям, чтобы хотя бы грубо прощупать весь спектр его задатков.

Появление и успехи кибернетических обучающих машин, программированных учебников, электронных тренажеров и гипнопедических комплексов ознаменовали революционный переворот в педагогике. Речь идет о практическом сокращении сроков обучения - по сравнению с обычными - в два-три, а вероятно, и в большее число раз. (Например, опыт обучения летчиков на электронных тренажерах, имитирующих полет в кабине самолета, в сжатом масштабе времени, показал, что длительность обучения сокращается в 10 раз без потери качества).

Появление электронных обучающих машин предвещает успешное решение еще одной очень важной профориентационной задачи. Раскрытие тайны призвания - процесс сугубо интимный и достаточно длительный. Но вряд ли можно предполагать, что и каждому из десятков миллионов учащихся в недалеком будущем удастся прикрепить персонального гувернера-учителя. Создающийся сейчас в Московском энергетическом институте автомат типа «Репетитор» (для обучения студентов английскому языку) явится, очевидно, прообразом электронных гувернеров близкого будущего.

Одно из основных отличий «Репетитора» от других обучающих машин, созданных в Киеве, Одессе и Москве, состоит в том, что этот автомат будет учитывать индивидуальные особенности студента. В начале каждого урока он путем специальных тестов выявит уровень знаний ученика, и в дальнейшем «разговор» будет идти именно на этом уровне. Машина сможет даже обнаружить, какая память - слуховая, моторная или зрительная - у студента наиболее развита, а обнаружив, шире использовать именно ее. Например, с учащимся, у которого преобладает зрительная память, «Репетитор» будет вести занятия в основном на языке картиной, проектируемых на телеэкран. Можно вполне реально говорить и о том, что в будущем каждый желающий сможет приобрести домашнюю обучающую машину. Получив на прокатном пункте видеомагнитофонную пленку с записью профессиограммы, скажем, летчика, он сможет в домашних условиях теоретически проверить, существуют ли у него способности и тяга к этой профессии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Новое о Сергее Есенине

К семидесятилетию со дня рождения

Пятнадцать минут у Николая Островского

Из воспоминаний старого «сменовца»

Когда-нибудь

Рассказ