Дискуссия под девизом «Способности каждого и место в жизни», бушевавшая весной прошлого года на страницах «Комсомолки», показала, что драмы «середняков», «летунов» и «неудачников» еще продолжают разыгрываться на подмостках нашей жизни.
Три тысячи писем участников дискуссии статистически доказали, что источник большинства этих драм в ошибочном выборе профессионального пути.
Да, призвание существует. Опыт цивилизации свидетельствует: каждый человек владеет беспредельным спектром в среднем равноценных возможностей, таящихся в виде задатков. Но среди них обычно есть один - редко, два, три - самый яркий, самый сильный. Если человеку дать возможность работать и жить, играя на этой главной струне, отдача его обществу будет максимальной, а его жизнь - радостной и прекрасной. Если серьезно поразмыслить над этой проблемой, то можно прийти к выводу, что бесталанных людей нет. Есть люди, занимающиеся не своим делом.
Научный базис под этот вопрос подвели генетики и кибернетики. Они доказали, что человек представляет собой своеобразную «кибернетическую машину», снабженную сложнейшей программой. Эта программа состоит из двух частей: наследственной, то есть получаемой по наследству от отца и матери, и благоприобретенной в процессе обучения и воспитания. Наследственный раздел программы, от которой во многом зависит качество работы таких, например, «аппаратов» человека, как темперамент, музыкальные или умственные способности, скорость реакций и т. п., почти не изменяется в течение нашей жизни. Зато вторая часть все время дополняется, реконструируется. Нашу программу можно представить в виде записной книжки, часть страниц которой занята «правилами поведения», записанными нестираемым типографским шрифтом, а другая - карандашом.
К сожалению, мы обычно плохо осведомлены о содержании этой «книжки». Ибо наследственные задатки образуются в результате бесчисленных и случайных комбинаций задатков прадедушек и прабабушек, дедушек и бабушек, мам и пап. А условные рефлексы, накопленные в процессе жизни, накладываются в виде «переменной составляющей» на «постоянную составляющую» нашей наследственности и еще больше затемняют общую картину.
Но где-то на этой суммарной кривой есть «пин». «Пин» призвания. И его надо найти.
Так почему же тогда сошла со сцены психотехника, которая занималась поисками этого «пина»?
Начиная с 1925 года психология технической деятельности была в семье наших наук одной из главных фавориток. Страна шла к индустриализации, и лозунг представителей этой науки - «Комплексно изучим советского человека, дабы найти оптимальный путь его контакта с новой культурой и техникой» - был предельно актуален.
Истоки психотехники лежали на Западе. Буржуазные ученые создали эту науку с учетом требований капиталистического производства. Зарубежные психотехники прежде всего стремились к созданию эффективных средств выбора из «рабочей» среды самого лучшего человеческого материала. Их мало интересовала проблема расшифровки призвания человека и еще менее - способы развития его способностей.
В результате орудием № 1 психотехники стало тестирование - комплекс словесных и приборных анализов психофизической сущности человека.
Испытуемого просили заполнить подробную анкету, давали несколько задач на устойчивость внимания, на техническую сообразительность (примерно такие, о которых мы рассказывали в начале статьи), затем пробная работа на каком-нибудь механизме или станке - и возможности «абитуриента» считались выясненными.
Но при всей внешней наукообразности метод тестирования давал очень приблизительный «портрет личности». Ведь человеческий организм - система фантастически сложная. И система динамическая, то есть находящаяся в постоянном движении и развитии. И, как у всякой подобной системы, у человека есть статические и динамические характеристики. Статика - это то, чем обладает человек в данный момент: рост, вес, сила мышц, быстрота реакции на свет, степень сообразительности и т. п. Динамические характеристики, наоборот, описывают систему в движении, показывают, в какую сторону и с какой быстротой развиваются способности человека, говорят о том, что можно ожидать от данного индивида. Истинный «портрет личности» дает лишь синтез его статики и динамики. Причем динамика важнее.
А тесты выуживали главным образом статику.
Безапелляционные приговоры психотехников послужили причиной многих личных трагедий. Массовое тестирование лишь очень немногим помогло найти свой путь в жизни. Большинство же оно заводило в тупик.
Но отказ от психотехники привел и другой крайности: почти прекратился научный поиск призвания. Правда, шел отбор «вундеркиндов» в музыкальных школах. Во ВГИКе или в Литературном институте довольно успешно работал аппарат творческих конкурсов. Университеты устраивали олимпиады по химии, математике, физике. Во Дворцах пионеров, на технических станциях, в кружках самодеятельности чутко прислушивались к работе драгоценных механизмов одаренности. Да, поиск талантов шел. Но для страны, где учится более 60 миллионов человек, невод был слишком мал и имел чересчур крупные ячейки.
30 мая 1961 года было принято Постановление Совета Министров СССР, где, в частности, отмечалась необходимость организации научной системы профессиональной ориентации учащихся средней школы. Постановление дало мощный практический импульс. В Научно-исследовательском институте производственного обучения Академии педагогических наук РСФСР организован специальный отдел профориентации. Группы ученых, занимающихся этой проблемой, появились почти во всех центрах страны. В Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске были созданы школы-интернаты, нуда после комплекса специальных проверок отбирались дети с математическими способностями. Иными словами, проф-ориентаторы начали активное - с учетом ошибок и заблуждений психотехники - наступление на проблему. Но орешек оказался неожиданно крепким. Появились даже сторонники тезиса о принципиальной невозможности научного проникновения в трепетный мир человеческой души.
К счастью, подавляющее большинство наших психологов сегодня стоит на твердых материалистических позициях. И они знают: как бы возвышенны и поэтичны ни были рассуждения о вдохновении или божьем даре таланта, все эти субстанции в конечном итоге реализуются в нашем мозгу в виде прозаического нервно-импульсного иода.
Но «черный ящик» человека - объект высшей степени сложности. («Черным ящиком» кибернетики называют машину, систему, агрегат, внутренняя структура которого им неизвестна. Взламывать же «ящик», чтобы выяснить, что внутри, не разрешается.)
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.