Позывные реконструкции

Владимир Андрианов| опубликовано в номере №1136, сентябрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Все новое, передовое как нельзя больше соответствует духу нашего времени, оттачивает у молодежи такие грани характера, как инициатива, стремление к поиску, жажда познания, обостренное чувство завтрашнего дня. Реконструкция - это обновление.

Обновление заводов. Отдельных цехов, рабочих мест. Нельзя не вспомнить сейчас историю первых пятилеток, которая прямо связана с героическими буднями наших дней. Именно тогда страна переживала период первой реконструкции народного хозяйства, период его сплошной индустриализации. Это было время трудового подвига советского народа. Теперь мы вступили в новый этап реконструкции - на основе применения новейших достижений научно-технической революции. Точнее, эта работа ведется в области уже несколько лет, и результаты ее оценил Центральный Комитет КПСС, в постановлении которого говорится о том, что работа Свердловской партийной организации «дает весомый вклад в развитие экономики страны». В этих словах - высокая оценка труда уральцев по выполнению Директив XXIV съезда партии.

Но прежде чем рассказать о работе комсомольцев области на объектах реконструкции, давайте перечислим характерные особенности ее нового этапа.

Во-первых, она проводится по инициативе специалистов и передовиков производства при всемерной поддержке партийных и комсомольских организаций. Иначе говоря, речь идет о создании и осуществлении новых проектов, которые, как правило, выдвинуты и разработаны самими специалистами этих предприятий, естественно, с привлечением научно-исследовательских и проектных институтов и КБ.

Вторая особенность нынешнего этапа реконструкции заключается в том, что превышение проектных или достигнутых показателей идет при значительной экономии капитальных вложений. Затраты минимальные по сравнению с тем, если бы пришлось строить новые производства.

И, наконец, в емкое понятие «реконструкция» входит решение таких социальных проблем, как ликвидация социально-экономической неоднородности труда рабочих различных профессий, преодоление существенной разницы между умственным и физическим трудом. Реконструкция повысила удельный вес механизированного труда, открыла возможности для творчества как инженерам, специалистам, так и рабочим.

Все эти особенности нового этапа имеют огромное значение для Среднего Урала с его высокой концентрацией предприятий тяжелой промышленности, ограниченными ресурсами рабочей силы и значительным количеством старых заводов.

Сейчас мы можем оглянуться на минувшие три года девятой пятилетки и подвести предварительные итоги реконструкции (цифры часто говорят больше, чем слова). 210 миллионов рублей было затрачено на реконструкцию предприятий Свердловской области. Каков же прирост производственных мощностей? Сталь - 82,5 тысячи тонн, прокат - 200 тысяч тонн, стальные трубы - 147 тысяч тонн!

Важнейшие объекты реконструкции сегодня: первоуральский новотрубный завод - реконструкция трубопрокатного цеха Т-5. Проектное увеличение производства - 157,1 тысячи тонн. Стоимость работ - 20,8 миллиона рублей. Экономия - 3,3 миллиона рублей.

Красноуральский медеплавильный комбинат имени Серго Орджоникидзе - реконструкция суперфосфатного производства. Увеличение мощности на 400 тысяч тонн. Стоимость - 6 миллионов рублей. Экономия - 12 миллионов рублей.

Подобных примеров в области очень много: на каждом предприятии звучат позывные реконструкции, которую я бы позволил себе назвать реконструкцией снизу. В самом деле, ее успехи сегодня во многом зависят от инициативы тех, кто осуществляет ее, - от инициативы рабочих, инженеров, специалистов из НИИ и конструкторских бюро. Научно-техническое творчество молодежи, рационализаторская работа, содружество ученых, проектировщиков, инженеров и рабочих - необходимые слагаемые реконструкции. Вот почему огромное значение сейчас приобретает начатый несколько лет назад областной комсомольской организацией поход молодежи под девизом «Современные научно-технические и экономические знания - каждому!».

Главная цель похода - повысить образовательный уровень молодежи, ориентировать ее на перспективы научно-технического прогресса, помочь овладеть ей новейшими методами хозяйствования, передовым производственным опытом, знаниями экономики. Без этого опыта, без этих знаний немыслим современный рабочий, как немыслимо и его участие в реконструкции.

Что было в рамках похода сделано? Бесспорно, многое: на предприятиях области созданы консультационные пункты, организовано ежедневное дежурство инженеров и специалистов для оказания помощи рабочим, открыты учебные комнаты со справочной литературой, школы экономической учебы для инженеров, техников, рабочих, проводятся общезаводские экономические конференции - трудно все перечислить. Сегодня же флагом похода стало участие каждого производственника - подчеркиваю: каждого - в реконструкции.

Возьмите, к примеру, творческие бригады, скажем, на Уралмашзаводе. Обычно в составе такой бригады не больше десятка человек - представителей самых разных профессий. Цель, стоящая перед ней, - разобраться, что сделало тот или иной участок производства «узким местом», что предпринять для повышения его эффективности. Сначала собираются предложения рабочих, инженеров, техников. Потом они обобщаются и разрабатываются рекомендации. Потом эти рекомендации обсуждаются на рабочих собраниях, на оперативках, на партийных бюро. Уточняются задачи, корректируются ближайшие цели. И только после этого бригада приступает к внедрению разработанных ею предложений. А так как бригада небольшая, то заданный объем работ она старается выполнить «малой кровью», идя путем модернизации оборудования, рационализаторства, изобретательства. Причем любая мелочь решается с учетом последних достижений научно-технического прогресса, вооружающего нас не только новой техникой, но и знанием перспектив развития нашего производства.

Такие творческие бригады, в которые охотно идет молодежь, - одна из наиболее эффективных форм участия комсомольцев в реконструкции. Люди не только обновляют производство, но обновляются сами. И что еще ценно здесь - сила личного примера. Примера поиска, энтузиазма, хозяйственной заинтересованности.

Это легко иллюстрируется хотя бы такими цифрами: в прошлом году только молодежью Свердловска подано более 8 тысяч рационализаторских предложений, а экономический эффект от их внедрения превысил 3 миллиона рублей!

Но едва ли верно рассматривать грани характера хозяина только с точки зрения инициативы, поиска, расчета. Сколько мы знаем людей - умелых, умных, экономных, но живущих собственными интересами, которые даже из добросовестного отношения к своим обязанностям извлекают личную выгоду. Вот почему в числе важнейших черт характера сегодняшней молодежи я бы назвал единство личных и общественных интересов, отсутствие разделений всего на «мое» и «заводское». Комитеты комсомола предприятий области ориентируют юношей и девушек на личное участие каждого в жизни коллектива. Путь к тому - доверие к молодежи, создание, например, комсомольско-молодежных коллективов, ответственных за дело реконструкции.

На Первоуральском новотрубном заводе всего за два года нужно спроектировать, получить и смонтировать оборудование нового цеха - задача огромная! Цех будет большой - 1800 человек работающих. Директор завода Герой Социалистического Труда Федор Александрович Данилов сказал с трибуны областной отчетно-выборной комсомольской конференции, что был бы рад, если бы цех этот укомплектовали комсомольцы. Но можно ли доверить только молодым и сложное производство и дорогое оборудование? Федор Александрович вспомнил, как лет десять назад завод отдал один из будущих цехов в руки молодежи. Выпускники десятых классов сами строили его, одновременно учились, а потом пришли работать в новый цех. Самым «старым» там был начальник цеха - тридцать четыре года. И уже через полтора года молодежный цех вышел на свою полуторную мощность.

Вот вам и ответ на вопрос, можно ли доверять молодежи. Один из, многих ответов. Впрочем, вот еще один: именно комсомолию - комсомольскую организацию Уралвагонзавода мы выдвигаем на соискание премии Ленинского комсомола за активное участие в реконструкции завода, повышении производительности труда, содействии внедрению в производство достижений науки и техники.

Каждый третий грузовой вагон в стране - с маркой УВЗ. Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено увеличение производства грузовых полувагонов. Материализовать сухие цифры призван сверхплановый «Тагильский эшелон», который молодежь завода обязалась выпустить в честь 50-летия присвоения комсомолу имени В. И. Ленина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены