«А что делать дальше? Ведь показатели в работе - это еще не все!...»
Эти слова я слышал от людей, жадно ищущих пути в будущее, пути самые верные, самые близкие сердцу.
С Геннадием Деяновым, токарем Ленинградского металлического завода, мы встретились не случайно, и разговор наш затянулся не от избытка времени, а от потребности проверить свои мысли, найти ответ: так или не так?..
Вспоминая рассказанное Геннадием, я хочу передать все его словами. Может быть, я буду не совсем точен в некоторых деталях, но я никогда не забуду «душу» его рассказа, а это самое главное.
В бригаде у нас четверо ребят и одна девушка, Катя Жукова. Ей мы всегда даем первое слово при обсуждении каких-либо трудных вопросов: «Ну, а как ты, Катя, думаешь?..» Обычно она говорит категорически: «Как женщина, я поступила бы только так!...» И мы поступаем так, как поступила бы эта женщина. Потому что Катя - очень умный и принципиальный человек. Уж если что скажет, непременно сделает.
Она токарь четвертого разряда, но мечтает стать инженером. И станет. Вот доказательства.
Уже кончился учебный год, когда Катя (она училась в 8 - м классе) тяжело заболела. Врачи сказали, что болезнь не позволяет ей заниматься, что придется некоторое время пожить, так сказать, без всякой умственной нагрузки.
Но Катя имела на этот счет свое мнение.
«Зачем же я буду жить без умственной нагрузки? Так живут только лошади», - говорила она, обиженно пожимая плечами.
Катя уговорила нас, и между коробками печенья и конфет мы принесли ей в палату учебники. Она занималась и читала потихоньку от врачей.
Вообще беспокойная она у нас. Впрочем, как и остальные ребята. Они тоже учатся. Не учился вначале только один Боря Казин.
- Стар я, - говорил он, - мне ведь уже тридцать два!
А когда во время перерыва мы принимались обсуждать законы Паскаля или выводить сообща бином Ньютона, когда пускались в спор на исторические темы, у Бориса бывало очень грустное лицо. Мы будто не замечали этого, спорили еще громче и даже звали его рассудить нас...
Наступила осень. Как - то он подошел ко мне совсем расстроенный.
- Знаешь, Геннадий, пожалуй, мне не место в бригаде коммунистического труда.
- В чем дело? Брак допустил? Аварию сделал?
- Нет... По работе все в порядке. А вот учеба... Отстаю я от вас, мне лучше уйти.
- Почему не хочешь учиться? Говори прямо.
- Совестно мне за одну парту с семнадцатилетними мальчишками садиться.
Что делать? Решили обсудить сообща. И ребята задали ему такого перца, что он не знал, куда глаза девать. Особенно стыдила его Катя. Закончила она, словно приговорила:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.