- Как женщина, я поступила бы на твоем месте только так...
Через два дня Борис после работы отправился в нашу вечернюю школу. В этом году он поступает в машиностроительный техникум.
Но мы не только учимся. Нам приходится и учить. Как - то встречаю после смены члена бригады Володю Тимофеева, первоклассного, между прочим, токаря. Идет, чертыхается и прямо к мастеру:
- Что же это у нас со студентами делается? Инструмент ломают, детали портят, хнычут - не получается...
- А ты что, в няньки напрашиваешься? -
Мастер в сердцах произнес несколько слов, от которых в нашей бригаде давным - давно отвыкли. - Надоели они мне до греха! Займись хоть ты с ними, Тимофеев.
Собрал Владимир вокруг себя девять студентов, взял чертеж, заготовку, стал за станок и, объясняя на ходу свои действия, обработал деталь. Только я видел, как он волновался. Голос деревянным стал, движения - замедленными... Но все же сработал на минуту скорее нормы.
Посыпались вопросы, в практике Тимофеев силен, а в теории хромает: образования мало.
- Скажите, а почему при такой большой подаче у вас резец не раскрошился?
Задумался Володя. Вот где бы ему пригодился сопромат! Он только почесал затылок.
- Чувствую металл, как его резец берет...
- А если я не «чувствую», так мне, значит, и работать нельзя? - допытывался розовощекий юноша в модном коротком пиджачке, явно стараясь посадить в галошу учителя.
- Марку стали знать должны. И опять же, какой резец...
- А конкретно: какие примеси содержит эта марка? Как они влияют на резание? Вы это знаете?
Молодой человек говорил небрежно, давая понять, что он плевать хотел «а всю эту практику. Урок превращался в экзамен учителю. Я двинулся к Владимиру на помощь.
- Рецептов на все случаи, товарищи, не будет. Токарная работа - творческая. Каждое задание нужно решать по - новому. Это первое. По теории резания есть книжки, можем порекомендовать. Это второе. А в - третьих... - Третье я адресовал к студенту в пиджачке. Занозистый такой парень! - В - третьих, в нашей работе надо иметь не только острый язык, но и острый ум, что не всегда почему - то совпадает. Чаще как раз наоборот.
Пошутили, побалагурили, и Володя снова взялся за дело. Три часа мы задавали студентам «шарады» и «ребусы» и разгадывали их вместе тут же, на станках. Мы показали им, что рабочему на современном заводе надо быть грамотным, находчивым, изобретательным. Мало просто знать. Надо виртуозно владеть своими знаниями. Когда каждый рабочий достигнет этого, говорили мы, тогда в производстве наступит эпоха коммунизма...
- А вы что, уже достигли этого? - спрашивают. - Ведь вы из бригады коммунистического труда?
Мы переглянулись с Володей. Куда там! Нет, мы только на пути. Мы учимся, но наши знания имеют двойную цену, потому что они тут же обогащаются работой. Да, мы только на правильном пути к этой самой эпохе...
С тех пор студенческий семинар стал действовать постоянно. Тимофеева на участке прозвали «профессором», шутники подарили ему в день рождения очки в золоченой оправе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.