Кажется, совсем недавно участники и гости XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза бурно рукоплескали словам Н. С. Хрущева: «В СССР будет самый короткий в мире рабочий день и самая короткая неделя...» И вот это уже осуществляется: многие заводы и фабрики страны перешли на сокращенный рабочий день. Недалеко время, когда так произойдет всюду, где трудятся советские люди.
Для молодости, которая хочет все узнать, все успеть, все повидать, молодости, которая накапливает багаж для дальнейшей жизни, дополнительные часы, не занятые трудом, - особенно большой дар.
Короткий рабочий день и короткая рабочая неделя не только открывают новые возможности перед молодым человеком, они предъявляют и новые требования. Требования? К кому же? Прежде всего ко всему культурному фронту. Клубы, театры, библиотеки, музеи, парки, читальни, кино должны работать так, чтобы дополнительное свободное время не утекло между пальцев, а принесло пользу всем и каждому.
Но нужно не только создать новые возможности для плодотворного использования свободного времени, но и воспитать к нему новое отношение.
Мещанский быт, слепой и бескрылый, породил ужасную формулу: «Убить время!» Он изобрел множество способов ее осуществления. О, если можно было бы сложить все часы, которые люди растрачивали и растрачивают за пасьянсом и преферансом, «забиванием козла», в сплетнях, в тупом безделье, в пьяной одури! Оказалось бы, что в могиле убитого времени похоронены не дни и даже не недели - целые человеческие жизни!
Однако проблема свободного времени - это не проблема праздного досуга, который нужно как - нибудь или чем - нибудь занять. Для нас она решается в связи с великой задачей воспитания нового человека - человека коммунистического общества.
В прошлом году в странствиях по Орлу, по его клубам, лекториям, музеям мы увидели немало хорошего. Радовал интерес молодых орловцев к Университету культуры. Университет только создавался, и желающих заниматься в нем оказалось вдвое больше, чем мог вместить самый большой зал города. Многообещающей была дружба, начавшаяся между областным драматическим театром и молодыми рабочими, боровшимися за звание ударников коммунистического труда. Хорошо начались лекции по истории изобразительного искусства в картинной галерее. Интересными показались нам поиски новых форм клубной жизни на заводе «Текмаш» - например, сердечно проведенная комсомольская свадьба.
Но были наблюдения, которые не могли не огорчить.
Как-то в субботу мы обошли все клубы города, задавая один и тот же вопрос: «Что у вас будет в клубе сегодня и завтра?»
Ответ был всюду один и тот же: «Кино и танцы. Танцы и кино».
Увы, ничего другого в прошлом году не планировали орловские клубы на два самых боевых дня своей работы.
Бросилось в глаза и другое. Молодежь города плохо знала о том интересном, что происходило в городе в свободные от работы вечера и дни.
Столкнулись мы в прошлом году и с вопиющими фактами.
Много месяцев подряд в разное время ходил один из нас к так называемому клубу стройтреста № 2 и каждый раз находил на его дверях амбарный замок. Когда мы несколько раз кряду повторяли этот визит, клуб снова встречал нас замком.
... Словом, впечатлений было много. Они были разными, пестрыми, в чем - то противоречащими друг другу.
Как же выглядит проблема досуга молодежи в Орле теперь, летом 1960 года, когда сокращенный рабочий день становится повсеместной реалыностью?
Завод тракторных запасных частей... Здесь работает бригада электрообмотчиков. Бригадир - комсомолец Валентин Махиня. В бригаде 9 человек. Небольшой дружный коллектив. Бригаде Махини в Орле одной из первых удалось завоевать высокое звание коллектива коммунистического труда. Недавно она перешла на самоконтроль продукции, на безнарядную систему учета и оплаты труда, а эти новшества возможны только там, где сложилось новое, коммунистическое отношение к труду. Все члены бригады учатся - кто в вечерней школе, кто в вузах, кто на курсах по повышению квалификации.
Валентин Махиня рассказывает с увлечением о том, как бригада проводит свой досуг, говорит о посещениях театра, веселых загородных прогулках, дружбе со студентами педагогического института.
- В воскресенье пойдем в картинную галерею к своим шефам, - говорит он. - Напомнить им о себе...
Почему же напомнить? Несколько месяцев назад картинная галерея выразила желание взять шефство над бригадой Махини. Молодых рабочих пригласили в галерею. Пообещали познакомить с произведениями живописи, научить тому, как смотреть картины, провести встречу с местными художниками... Члены бригады загорелись этим предложением. Шефы тоже загорелись. Но горели недолго: после первых встреч забыли о своих новых друзьях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.