Когда позади остались двери десятого класса, Люба Сысоева не спрашивала себя, куда идти дальше. Ей уже была известна дорога: она пошла на колхозную ферму, взяв на свое попечение десять черно - пестрых буренок...
Шло время. Люба хорошо освоилась со своими обязанностями. Работа на ферме не была для нее в новинку. Еще в годы учебы она частенько приходила сюда, чтобы помочь матери.
Однажды зашел к дояркам председатель колхоза Михаил Повзе.
- Ну, хозяюшки, - сказал он, - будем механизировать ферму. Только надо подумать, как бы получше это сделать.
- А чего думать? - сказала заведующая Мария Бочкова. - Автопоилки, электродойка, подвесная дорога - вот и все. Везде так.
Люба видела такие механизмы в соседнем колхозе. Доярки нагружали там корма в большие
тележки, толкали их по подвесному рельсу и выгружали в каждую кормушку силос, сено, корнеплоды. Таскали полные подойники молока да передвигали тяжелые бидоны. Грузили навоз в тележку и вывозили его из коровника.
- Сколько же коров будет тогда обслуживать доярка? - спросила Люба.
- Двенадцать.
- Только-то? - усмехнулась девушка. - На что же нам такая механизация?
Заговорили все. Начали примерять, подсчитывать, прикидывать. Выходило, что для установки индивидуальных автопоилок и электродойки потребуется метров шестьсот труб. Придется утеплять помещение, иначе замерзнет вода, укреплять потолок, чтобы выдержал подвесную тележку. И получалось: меньше чем в двести тысяч рублей не уложиться. А какая же будет выгода? Дояркам все равно придется вручную загружать и выгружать вагонетки,
таскать подойники, тратить много времени на уборку помещения. А через год, когда удвоится поголовье и будет двести коров, надо строить второй скотный двор...
Тогда - то и была высказана впервые мысль - освободить коров от привязей, поставить вместо индивидуальных общие кормушки и автопоилки, причем не в помещении, а во дворе, на воздухе. Это позволит разместить в коровнике не сто, а двести коров. Ведь кормушки, занимающие столько места, и широкие проходы будут не нужны! А навоз пусть накапливается, перегнивает, сохраняет все питательные вещества. Раз в году его можно вывозить прямо на поля.
Председатель подсчитал, что если не строить типовой коровник на двести мест, а переоборудовать старый, то сэкономится сумма в миллион рублей. Выиграть миллион - это было заманчиво.
Но возникал вопрос: удастся ли обойтись без привязей?
Небывалое начинание обсуждали на все лады. Самой горячей поклонницей нового метода была Люба.
- Коровы, они же умницы! - убеждала она. - Они все понимают. Ничего страшного не случится.
Другие ужасались: как так отвязать? Да эти коровы съедят колхоз со всеми его потрохами! И доить их не загонишь, и молока дадут меньше... Начнутся морозы - неизбежны будут простудные заболевания, яловость, падеж. А как убирать навоз, когда нет подвесных дорог?
Чем только не пугали скептики и маловеры! И, тем не менее, весной 1957 года колхозники решили испытать новый метод.
Это была первая проба в стране. Не было ни теории, ни практического опыта. Люди как бы прокладывали дорогу в незнакомой местности.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.