Естественно, что такая поэзия не может «поднимать, и вести, и влечь» за собой читателя, не может воспитывать молодежь, приводить в движение сердца миллионов. Активность же вторжения поэта в жизнь измеряется не только количеством откликов на то, чем живет страна, но и, главное, способностью вызвать у читателя сильные чувства, научить его чему - то, влить в его сердце «строящую и бунтующую силу» поэта.
Большие чувства и мысли рождаются в борьбе нового со всем старым, косным, умирающим. Их глубина непосредственно зависит от глубины характера поэта, степени активности его участия в жизни. Показательно, что эмоциональное состояние многих молодых поэтов неизменно: они всегда» по всякому поводу восторгаются. Естественно, что в таких стихотворениях много славословия, праздничного умиления, а все это строжайше противопоказано поэзии, если она хочет быть нужной народу, если она хочет воздействовать на читателя, на жизнь.
В заключительном стихотворении своей книга Н. СТАРШИНОВ пишет:
Год прошел.
А что я сделал за год?
Чем я нашей Родине помог?
А ведь я имел бы оправданье,
У нее бы в меньшем был долгу.
Если бы строкою сердце ранил.
Ну, хоть одному ее врагу.
Трудно дается такое признанье, но оно свидетельствует о внутренней силе поэта, оно может явиться залогом его дальнейшего роста. И хорошо, если бы все поэты так же взыскательно оценивали свое творчество и почаще задумывались: чем я нашей Родине помог?
Н. Куштум в конце своей книги тоже признает «на сегодня себя виноватым» и говорит: «Время мне самому за стихи по - стахановски браться».
Да, время, не перенося, конечно, в поэзию поточно - скоростной метод, учиться у передовиков производства главному: их страстной влюбленности в жизнь, их мужеству, их поискам и самоотверженной борьбе с рутиной и косностью, за утверждение нового, их ненависти к шаблону, трафарету, их крылатой и дерзкой мечте.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Окончание. Начало см. «Смену» № 5