Например, В. Марьинский (Ставрополь) в стихотворении «Маяковскому» пишет: «Твоя в бетон закованная лира не пела сладкозвучных серенад...» Поэт совершенно не задумывается над смыслом слов, не замечает, что выражение «лира, закованная в бетон» звучит по меньшей мере нелепо.
Все это не случайные огрехи и недоделки, а закономерное следствие эстетических позиций поэтов.
Многие, охотно говоря о том, что такое жизнь, из каких элементов она слагается, требуют:
В жизни поток кипучий
Всем существом включись!
Если любовь, то крепкая,
Ненависть - настоящая.
Подвиг,
Полет и творчество -
Вот что такое жизнь!
(В. МАРЬИНСКИЙ).
Хорошие строки, наше, коммунистическое отношение к жизни! Ну, а как же сам автор включается в «жизни поток кипучий»? К сожалению, не всем существом, не так, как только что декларировал. Есть в стихах В. Марьинского светлые строчки о любви, но нет строк о ненависти, о подвиге, о творчестве, нет поисков новых тем.
В. Марьинский не одинок. Не клокочет пока ненависть в сердцах и стихах многих молодых поэтов к тому старому, уродливому, что путается еще в ногах у народа, что цепко держится еще в сознании ряда людей. Даже когда поэту представляется возможность выразить свое отрицательное отношение к чему - либо, когда поэт сталкивается лицом к лицу с чем - то отвратительным, он убегает от борьбы, картинно «укутавшись шинелью, слушать шум московских площадей» (И. Кобзев).
Каков поэт, таков и его любимый герой. Если у Э. Асадова, Вл. Карпеко или Т. Тетцоева герой - борец, то не случайно Олег Бугров, герой поэмы И. Кобзева «Щедрое время», - созерцатель, сторонящийся столкновений, обходящий трудности, не способный бороться даже за любовь.
Уход писателя от конкретного зла к абстрактному шуму площадей так же, как и эстетическая позиция В. Солоухина, ведет к обедненному, одностороннему показу действительности, к риторически - декларативным штампам, к трафарету.
Гражданская активность поэта проявляется как в выборе им определенных жизненных фактов, так и в художественном осмыслении их и в отношении к этим фактам.
«Достоинство человеческой жизни - в борьбе», - подчеркивал А. И. Герцен. Многие молодые поэты забывают эту простую истину. Человека живого, то есть активно действующего, преодолевающего трудности, совершенствующегося в борьбе за свои идеалы, такого человека не часто встретишь в их стихах.
Показывая только то, что «привержено к жизни», и умалчивая обо всем, что «скоро умрет», поэты тем самым лишают себя возможности правдиво показать жизнь в ее революционном развитии, в ее движении и изменении.
Потому - то молодой поэзией фиксируются нередко в первую очередь те изменения, которые происходят в природе: под воздействием человеческого труда на пустырях возникают заводы, в пустынях - сады и каналы, на целине - хлебные моря. А вот изменения в человеческом сознании в процессе коллективного труда и общественных отношений, рост и формирование нового, коммунистического человека молодые поэты показывают слабо.
Когда литература перестает быть «человековедением», в ней исчезает подлинный гражданский пафос, пытливая, глубокая мысль, пламя любви и гнева. В ней появляется бездумная легкость; поэты начинают скользить по поверхности явлений, не пытаясь проникнуть в их сущность, осветить жизненные факты ярким лучом мысли; тогда живое чувство подменяется восклицательными знаками, гражданский пафос - трескучей и напыщенной риторикой; тогда в садах поэзии пышно расцветают тематические, сюжетные, эмоциональные и языковые штампы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 50-летию со дня смерти Жюля Верна