Володя не мог понять, почему на глазах у Зины заблестели слезы: то ли от студеного ветра, который дул с моря, то ли от мысли о предстоящей разлуке. Он держал в своих широких ладонях Зинину руку. Хотелось согреть застывшие пальцы подруги.
Вдоль обрыва росли деревца, тоненькие, неокрепшие. Их редкие веточки трепетали под порывами ветра. Должно быть, трудно было деревцам расти здесь, на высоком морском берегу, открытом непогоде. Несколько лет назад Зина с Володей вместе сажали эти деревца: горком комсомола решил озеленить пустынный берег, создать бульвар. Новый бульвар назвали Комсомольским. Сюда по вечерам любила приходить молодежь. Не раз бывали здесь и Зина с Володей. Они познакомились на том первом субботнике и стали дружить.
Володя знал, что отец Зины погиб в Отечественную войну, и поэтому относился к ней покровительственно.
Окончив семь классов, Володя пошел работать на завод.
- Учиться можно и на вечернем отделении техникума, - пояснил он Зине. - Хватит родительский хлеб есть.
Девушка посмотрела тогда на Володю с уважением. Прежде она не думала, что уже в пятнадцать лет можно самому зарабатывать на жизнь. Володино решение повлияло и на Зину. Она объявила матери, что пойдет учиться в техникум. Против ожидания Зины мать отнеслась к этому довольно спокойно.
- Если бы жив был отец, у тебя была бы совсем другая жизнь, - сказала она грустно. - Поступай, как знаешь. Я уж тебе не советчица. Конечно, отец очень бы огорчился. Он мечтал дать тебе хорошее образование. Ты помнишь, как он хорошо зарабатывал. Почти каждый месяц приносил премии. На заводе его считали лучшим инженером.
Зина не знала, любила ли мать отца по - настоящему. Она вспоминала его высокие заработки, но никогда не говорила о нем как о живом, любимом человеке.
Отец ушел на фронт в тот год, когда Зина собиралась поступать в школу. Она помнила его большие ласковые руки, добрый взгляд улыбающихся серых глаз. У нее сохранилась небольшая фотокарточка отца. Девушка часто брала эту карточку в руки и беседовала с отцом, спрашивая, как бы он посоветовал поступить в том или ином случае. Обращаясь мысленно к отцу, она поверяла ему свои решения, дела. Он жил не только в ее памяти, он продолжал оставаться ее другом и советчиком.
... Ветер зашумел в тонких ветках деревьев, ломая покрывшую их ледяную корку. Володя сильней сжал пальцы Зины. Странно было представить себе, что уже завтра он не увидит знакомого берега и деревьев, под которыми они столько раз стояли.
Последние дни прошли в суматошных хлопотах. Надо было получить расчет на заводе, сделать разные покупки. Все впереди казалось заманчивым: и поездка по незнакомым местам и работа в необжитой степи. Воображение рисовало жизнь в палатках, ночи у костра, всю ту романтику, что так люба молодому сердцу.
Володя одним из первых на заводе подал заявление о своем желании поднимать целинные земли и побежал искать Зину, работавшую начальником смены в сборочном цехе. Разве могли они расстаться! Ну, конечно, Зина тоже поедет! Держась за руки, они поспешили в комитет комсомола. Но Вася Кретов, секретарь комитета, задал Зине всего один вопрос, на который она не смогла ответить:
- А мама согласна?
- Не знаю, - тихо произнесла Зина. - Надо с ней поговорить.
Володя заметил, что девушка нахмурилась. Но когда вышли во двор, она сказала твердо:
- Ничего, Володя, ты поезжай, я потом приеду.
- Неужели Валерия Николаевна не согласится? - взволнованно спросил Володя. - Ты же взрослая, техникум окончила.
- Надо будет ее уговорить, - сказала Зина. Володя с Зиной сами не заметили, как их юношеская дружба переросла в любовь. Они поверяли друг другу все мысли, мечты, планы. Володя учился в вечерней школе. Потом он станет заочником металлургического института. Зина тоже готовилась поступить осенью в институт. Ну, конечно, они всегда будут вместе.
Завод, на котором работали Володя и Зина, ремонтировал сельскохозяйственные машины и выпускал к ним запасные части. Володя был слесарем механического цеха, Зина - начальником смены в сборочном.
Выслушав дочь, Валерия Николаевна сухо сказала:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.