На воротах вывеска: «Тульское военное суворовское училище». За воротами - бело - жёлтое здание старинной архитектуры, строгое, без портика. У парадного входа - две пушки. Внутри здания - всё новое, всё сегодняшнее и завтрашнее. И тем не менее наш провожатый, молодой, подтянутый офицер, начинает свой рассказ с того, что когда - то здесь была духовная семинария, в которой учился писатель В. В. Вересаев. Помолчав, майор добавил:
- Подождите, услышите и о наших воспитанниках!... Будут тут и Горькие, и Суворовы, и Верещагины, и Собиновы, так что...
Мы обходим учебные кабинеты и убеждаемся, что здесь есть все условия для получения действительно всестороннего образования. Скажем, кабинеты физический и химический представляют собой большие лаборатории, оснащённые великолепными пособиями. В географическом кабинете мы попадаем в мир гор и рек, созданных на огромных рельефных картах, в мир великих строек коммунизма. В биологическом кабинете нас окружает мир зверей, рыб, птиц, растений; причём рыбы, живущие в аквариумах, и животные, содержащиеся в живых уголках, имеют своих юных хозяев, которые кормят, ухаживают и наблюдают за ними. А растения - нам показали интересные гибриды - выведены на опытном поле также суворовцами.
... Пожалуй, педагог, прочитавший эти строки, скажет, что в любой школе есть предметные кабинеты.
Конечно, есть! Правда, нам кажется, что здесь они устроены фундаментальней. И это оправдано.
Кроме учёбы, все суворовцы в часы внеклассной работы занимаются в кружках, на метеостанции и в своей обсерватории. Имеется здесь класс пения и музыки, класс танцев.
Много занимаются суворовцы физкультурой и спортом. Вот выборка из расписания: утром - физкультурная зарядка, в часы занятий - уроки в спортзале, днём - игры на коньках и на лыжах, вечером - занятия в спортивных секциях.
На то они и потомки великого Суворова, чтобы вырасти физически крепкими, выносливыми и ловкими, способными стойко переносить все тяготы и лишения военной службы.
И любо смотреть на маленьких гимнастов. Всего полгода назад пришли они в училище. Как распрямились грудь и плечи, свободнее стали движения, как приосанились, какая чёткость появилась в походке, в словах...
... Но, конечно, это ещё дети, обыкновенные дети.
Мы вошли в спальню одного из отделений пятой роты, в которой обучаются самые маленькие - четырёхклассники.
Аккуратно по линии выровнены кроватки, на них подушки тоже образовали ровный ряд, и тумбочки и стулья - всё это стояло на своих местах, всё ровнялось в соответственные ряды и было очень чисто и красиво.
- Вы посмотрите, какая заправка! - Майор откинул матрац с одной из кроватей и обмер: из - под матраца на пол упали два куска чёрного хлеба.
Наступило молчание. Тягостное молчание.
Нам было страшно неловко. Тем более, что только недавно в столовой мы познакомились с меню...
Получалось, что четырёхразового питания - чая, второго завтрака, обеда и ужина - должно было хватить... На обед подавали отменный борщ с изрядным куском мяса, на второе - две котлеты с отварным рисом и на третье - компот. На столе стояли подносы с чёрным и белым хлебом. Почему в спальню взят чёрный? Неужели не хватает? Нельзя было этому поверить, видя вокруг краснощёкие, упитанные физиономии и слыша за столом замечания офицера - воспитателя: «Доедай», «Нельзя оставлять» и т. д.
Майор хмурится и, обращаясь к дежурному, приказывает разыскать виновного и срочно доставить сюда...
И вот сцена.
В дверях показывается весёлое личико. Суворовец быстро оправляет гимнастерку и, отдавая честь, докладывает:
- Товарищ майор, суворовец Н. явился по вашему прика... - Взгляд на постель, на хлеб - и паренёк моментально скисает.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.