- Что ты сейчас делал, Вася? - спрашиваю я.
Мальчик потупился. Посмотрел на своего старшего друга. Тот пожал плечами: дескать, что делать, - говори. Вася тяжело вздохнул:
- Делал двенадцать задач по арифметике... Александр пояснил:
- У него... видите ли... словом, надо ему набить руку на задачах этого типа... Про два поезда, знаете: выходят в разное время и где они встретятся...
... Вечером в училище было кино. В зале я заметил Василь Васильича. Стул рядом с ним был пуст.
- Свободно место?
- Пожалуйста, - мальчик поднялся, уступая свой стул.
- А это кому?
- Саше... Как - то один из офицеров сказал:
- Мы формируем характер суворовца, будущего общевойскового офицера. Человек выходит из нашего училища уже с определившимся характером. То, что мы не сделали, недоработали, ложится недостатками на всю жизнь.
И понятны стремления привить лучшие черты.
... Однажды я зашёл в офицерскую комнату первого взвода. Были ранние зимние сумерки, когда окна ещё светлы, а в комнате уже писать нельзя: темно. На светлом фоне у окна, заложив руки за спину, стоял, задумавшись, майор Круглов, офицер - воспитатель.
- Вот про своих всё думаю. Стало профессиональной привычкой думать о каждом. Как тут быть? Один у меня малоактивен стал, реже выступает на собраниях... Другой учится хорошо, но всё как - то прибедняется, на похвалу, что ли, рассчитывает?.. А третий что - то особенно следить за собой стал, надо узнать, кто «она», хотя, вероятно, я её знаю: одна из десятиклассниц соседней школы... Так вот стою и перебираю по косточкам каждого... И своё отношение определяю: что я должен делать?
Сколько этих вопросов, столько и должно быть правильных ответов у офицера - воспитателя.
Вот интересный пример с суворовцем Анатолием Антоновым. У Антонова хорошая успеваемость, он чемпион училища по стрельбе, активный комсомолец, мечтающий окончить училище с медалью. Претендентов на медаль в училище немало. В центральном подъезде висит Доска почёта. На ней имена суворовцев - медалистов. В прошлом году шесть суворовцев получили золотые и четырнадцать - серебряные медали. Рядом с этой доской висит на стене, вероятно, в назидание, известная картина «Обсуждение двойки». В училище каждая двойка обсуждается в отделении или на комсомольском собрании...
Так вот как - то Анатолий Антонов бросил фразу: «Надо уметь хорошо стрелять, а уметь разобрать оружие сможет всякий». Об этом много говорили во взводе. У Анатолия нашлись последователи, хотя большинство суворовцев было на стороне офицера - воспитателя майора Круглова.
Вопрос решился просто - на стрельбах. Когда Антонов вышел на огневой рубеж, майор подал ему винтовну с разобранным затвором.
- Собрать, устранить неисправность и открыть огонь! - приказал офицер - воспитатель.
Антонов быстро собрать не успел. За незнание материальной части он был удалён с огневого рубежа. По огневой подготовке чемпион училища получил двойку, его обсуждали на комсомольском собрании.
Наказание строгое, но справедливое.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.