На берегу Вислы близ древнего Кракова возник новый город. Его ещё нет на географических картах, он очень молод - ему не исполнилось и четырёх лет. Это Новая Гута - польский Комсомольск, город юности.
... Шёл 1949 год. Стояла зима. Ясным морозным утром из Кракова выехала колонна автомашин. Ныряя в сугробах, медленно, точно, ощупью, продвигались машины вглубь сонных полей. Наконец они остановились. Из машин вышли люди.
- Здесь будет металлургический комбинат и город, - сказал один из прибывших.
Это были польские инженеры и их советские друзья. Они прибыли сюда, чтобы начать большую стройку, чтобы заложить здесь металлургический комбинат - один из основных объектов шестилетнего плана.
На покрытом снегом пустынном пространстве появились полосатые столбики, на которые с ненавистью поглядывало местное кулачьё. Ни металлургического комбината, ни города пока не существовало, но они 'уже жили, взлелеянные мечтой народа. Два простых слова «нова гута», что по - польски означает «новый завод», глубоко запали в сердце каждого польского патриота.
Самые большие надежды связывала с Новой Гутой польская молодёжь.
... Жил на берегу Балтийского моря, в городе Гдыне, юноша Зигмусь Себерт. Ему исполнилось тогда 17 лет. Его отец был каменщик. Он часто говорил сыну, что самая хорошая профессия для рабочего человека - это профессия каменщика. А Зигмусь мечтал о море. Он хотел стать моряком.
Но вот наступила весна. На собрании местной организации Союза польской молодёжи кто - то заговорил о Новой Гуте. Многие добровольно записались тогда на строительство. В их числе был и Зигмусь Себерт, он увлёкся новой мечтой.
На строительстве ребят встретили приветливо, но сказали:
- Гостиниц у нас пока нет... Вот скоро построим бараки, то есть вы их сами себе построите. А пока придётся пожить в палатках.
Ребята раскинули зелёные палатки. К вечеру разразился ливень. Все залезли под мокрый брезент. Беспокойно метался огонёк коптилки. Кто - то пробормотал:
- Вот тебе и город Новая Гута!
В это время в палатку вошёл незнакомый юноша. По его одежде струилась вода. Он поставил на лавку фонарь и представился:
- Я из комитета Союза польской молодёжи... Здравствуйте!
Ему недружно ответили.
- Кто из вас умеет читать по - русски? - спросил он.
Не понимая ещё, к чему этот вопрос, Зигмусь сказал:
- Я немного знаю русский язык. К нам в порт заходили советские пароходы...
Представитель комитета расстегнул куртку и осторожно вынул из - за пазухи изрядно потрёпанную, но аккуратно обёрнутую в газету книгу.
- Возьми, - сказал он, протягивая книгу Зигмусю. - Это про Комсомольск. Прочтёшь и товарищам расскажешь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.