Каждое утро, собираясь в школу, на завод, в институт, вы садитесь завтракать. С каким удовольствием берёте вы в руки аппетитно пахнущий, ещё тёплый хлеб, как приятно хрустит на зубах его зарумянившаяся корочка!
Но задумывались ли вы, читатель, над тем, какой большой путь прошёл этот хлеб, прежде чем появился на вашем столе? Знаете ли вы, сколько трудолюбивых и умных рук, сколько замечательных советских машин поработали над ним?
Здесь мы расскажем о последнем этапе этого пути - о хлебозаводе, расскажем об одной из славных тружениц - комсомолке Ане Спициной.
Даже такое сравнительно небольшое предприятие, как хлебозавод Москворецкого района столицы, где работают Аня Спицина и её подруги, совершенно непохоже на старые пекарни, о которых писал некогда М. Горький. Почти всю работу здесь выполняют машины.
Мука со второго этажа по патрубку засыпается в огромный чан - дежу. По другим трубкам сюда подводятся вода, соль, дрожжи. Нижняя часть дежи вращается. Внутри чана постоянно движется рычаг, который и размешивает тесто.
У тестомесительной машины стоит всего один человек. Глядя на приборы, он регулирует поступление муки, воды, соли.
После брожения огромная, квашня с тестом доставляется к другой машине - разделителю. Здесь от теста отделяются ровные по весу куски. Затем куски раскатываются, приобретают определённую форму.
Завод Москворецкого района, о котором мы рассказываем, выражаясь языком самих мастеров хлебопечения, «работает батон», то есть выпекает батоны. Поэтому здесь разделительная машина придаёт кускам теста форму четырёхсотграммового батона. Затем Сформованное тесто, пройдя так называемую «растоечную» камеру, поступает к печам. Прежде чем поставить его в печь, сверху на каждый батон наносятся косые нарезы.
От работниц, которые делают нарезку, батоны попадают к посадчице - невысокой худенькой девушке с большими внимательными глазами - Ане Спициной. На её голове венцом лежат тугие косы. Ловким движением рук девушка берёт фанерный лист с батонами. Секунда - и батоны ровным рядком лежат на люльке печи.
Люльки - узкие длинные пластины, которые, вращаясь в печи, всегда остаются в одном положении.
Каждая печь вмещает сразу 280 батонов. За смену посадчица должна выпечь батонов две тонны восемьсот килограммов. Аня Спицина и её подруга Маша Терешонкова выпекают по три восемьсот, а то и по четыре тонны.
- Знаете, мне ведь сначала не особенно нравилась моя работа, - рассказывает Аня Спицина. - Как - то стеснялась я даже. Окончила ФЗО, и работа у меня неплохо пошла, а всё чем - то была недовольна. Даже когда с кем - нибудь знакомилась, я не говорила, что на хлебозаводе работаю. Думала, будут смеяться, что я пекарь. Скажут, тоже, мол, профессия!...
А её теперь и нет, такой профессии - пекарь. Это раньше, - продолжает Аня, - когда в пекарнях вручную всё один человек делал: и тесто месил, и раскатывал, и формовал, и в печь сажал, он, конечно, был пекарь. А сейчас, видите: машины кругом.
Но ценить я свой труд стала особенно после одного случая. Давно уж это было. Зашла я как - то в булочную, вот здесь у нас же, на Серпуховской. Очередь небольшая стоит. Подходит к прилавку одна женщина и спрашивает два батона. Подаёт ей продавщица, я глянула, думаю: может, мои? Я только со смены шла. А женщина посмотрела и говорит: «Не нравятся, дайте другие, порумянее».
И не раз потом видела я, как придирчиво относятся покупатели к нашей продукции, слышала и нарекания, если эта продукция их не удовлетворяла. Каждое такое нарекание я принимала близко к сердцу, радовалась похвале. Поняла я, народ требует от нас, от работников пищевой промышленности, не только количества, но и качества. Да, качества высокого!
После этого Аня Спицина всё чаще стала задумываться над тем, как увеличить количество и повысить качество продукции, что может сделать она, простая девушка, комсомолка, чтобы жизнь наших людей была ещё богаче, ещё. краше. Она часто советовалась с заведующей производством, со старыми работниками, много читала специальной литературы, затем поступила в вечернюю школу рабочей молодёжи. Всё это помогло ей в совершенстве овладеть своей, очень нужной и почётной профессией. У Ани выработались профессиональные навыки, она отлично определяет влажность и вязкость теста, знает, сколько времени хлеб должен находиться в печи. Сменную норму Аня Спицина постоянно перевыполняет в полтора раза.
... Ранним летним утром, перед тем, как отправиться на завод, в институт, в учреждение, завтракая, вы распахнули окно, чтобы полюбоваться утренней Москвой. По улице идёт девушка. Посмотрит она, как берёте вы в руки свежевыпеченный хлеб, улыбнётся и от всего сердца пожелает:
- Приятного аппетита, товарищ!
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.