Свыше двух тысяч экспонатов размещено в этом музее. Каждый экспонат: документ, фотография, рисунок, картина, вещь - рассказывает нам о жизни и творчестве великого писателя А. М. Горького.
Шестнадцатилетним юношей приехал в Казань Алеша Пешков. За плечами его была короткая, но полная тяжелых испытаний жизнь сироты в доме жестокого деда, жизнь «в людях». Двери Казанского университета перед ним, сыном народа, были закрыты. Его университетами стали трудовая жизнь и революционная борьба. Перед нами фотография - маленький дом. Здесь помещалась булочная, принадлежавшая Андрею Деренкову, одному из участников казанских революционных кружков.
Работая в этой булочной, Алексей Максимович познакомился с революционным учением. В кружке Деренкова Горький впервые прочел гениальное произведение Карла Маркса «Капитал». Эта книга, а также произведения великих революционеров - демократов Белинского, Чернышевского. Добролюбова учили его страстной ненависти к самодержавию. Здесь будущий писатель приобщился к великому делу освобождения трудового народа от ига капитализма. И этому делу он остался верен всю свою жизнь.
Десятки тысяч километров прошёл Алексей Пешков по дорогам Родины. Много увидел и услышал он во время этого двухлетнего странствия по родной стране. В 1892 году Горький пришел на Кавказ, в Тифлис, и здесь судьба свела его с ссыльным революционером – народником Александром Мефодиевичем Калюжным. Человек большого ума и широкого сердца, Калюжный разгадал в молодом человеке незаурядный дар художника. В квартире Калюжного, за его столом, ныне бережно хранимым а музее, и был написан рассказ «Макар Пудра». При содействии Калюжного этот рассказ был напечатан в тифлисской газете «Кавказ» 12 сентября 1892 года. Так родился писатель Максим Горький. На всю жизнь сохранил Алексей Максимович чувство большой любви и уважения к человеку, который «толкнул» его на трудный и радостный путь русского писателя. «Вашему толчку я обязан тем, что вот уже слишком тридцать лет честно служу русскому искусству», - писал Горький Калюжному в 1925 году.
«Пусть сильнее грянет буря!» - эти слова бессмертной горьковской «Песни о Буревестнике» были боевым призывом к революционному действию. М. И. Калинин говорил о конце девяностых годов: «Рабочее движение вышло на широкую арену политической борьбы, захватило и увлекло за собою огромные массы народа, что великолепно выразил Горький в своём «Буревестнике». «Песня о Буревестнике» - заключительная часть более обширного произведения - «Весенние мелодии», запрещенного царской цензурой. Несмотря на запрет, это произведение широко распространялось в виде нелегальных гектографических изданий. Издание «Весенних мелодий» и участие Горького в революционном движении были причиной ареста, а затем и высылки писателя из Нижнего 7 ноября 1901 года. Это проявление самодержавного произвола вызвало замечательную статью 8. И. Ленина «Начало демонстрации», напечатанную в газете «Искра».
Короленко, Чехов, Лев Толстой. У них Горький учился высокому, искусству слова. От Короленко он впервые услышал прямые и честные слова о трудном и тяжелом пути русского литератора. Письма Чехова к Горькому были школой мастерства для молодого писателя. С горячей симпатией встретил Алексея Максимовича Лев Толстой. В своём дневнике он записал: «Был Горький, он мне понравился. Настоящий человек из народа». Толстому, Чехову, Короленко посвятил Горький десятки вдохновенных страниц воспоминаний, размышлений. Книга Горького о Толстом была высоко оценена В. И. Лениным.
9 января 1905 года Горький - на улицах Петербурга. Он свидетель кровавой расправы над народом. В тот же день Горький написал воззвание: «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», в котором заклеймил чудовищное преступление русского самодержавия. 13 января 1905 года Горький был арестован и посажен в одиночную камеру Петропавловской крепости. Передовые люди всех стран мира были возмущены арестом писателя. И в России и за границей раздались громкие голоса протеста. Выйдя из тюрьмы, Горький с ещё большей активностью включился в революционную работу.
Он организовал газету «Новая жизнь», которая под руководством В. И. Ленина стала первой в России легальной большевистской газетой. На её страницах напечатана статья Ленина «Партийная организация и партийная литература». Здесь же помещены были горьковские «Заметки о мещанстве», высоко оценённые В. И. Лениным.
1906 год. По заданию партии Горький в США. Он рассказывает там народу правду о русской революции. Горький воочию убеждается, что хвалёная американская демократия - миф. Писатель создает свои очерки - памфлеты: «Город Жёлтого Дьявола», «Mob», «Хозяева жизни». «Жрец морали», «Один из королей республики» и другие.
С гневом и болью писал он о простых тружениках Америки, которых угнетает Жёлтый Дьявол: «И кажется, что всё - железо, камни, вода, дерево - полно протеста против жизни без солнца, без песен и счастья, в плену тяжёлого труда. Всё стонет, воет, скрежещет, повинуясь воле какой - то тайной силы, враждебной человеку...
Ошеломлённое, оглохшее от шума, задёрганное этой пляской мёртвой материи двуногое существо, всё в чёрной копоти и масле, странно смотрит на меня, сунув руки в карманы штанов. Лицо его замазано густым налётом жирной грязи, и не глаза живого человека сверкают на нём, а белая кость зубов».
Советский художник Б. Пророков проиллюстрировал эти произведения. Перед нами один из рисунков. Безработный американский юноша, обречённый на голод, - жертва пресловутого американского образа жизни.
Много лет спустя Горький на основе личного опыта убеждённо заявил американским журналистам: «...ваша цивилизация, это - самая уродливая цивилизация нашей планеты».
На протяжении всей своей жизни Алексей Максимович неустанно разоблачал происки поджигателей войны - заправил империалистических монополий. О них, об американских «хозяевах жизни», писал Горький: «По существу дела банкир - разнится от бандита только тем, что бандитизм считается деянием уголовно наказуемым и преследуется законом, а банкиризм не только пользуется покровительством закона, но банкиры сами законодательствуют, то - есть создают законы, облегчающие труды банкиризма по ограблению населения».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.