Страницы великой жизни

опубликовано в номере №620, март 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Очень своевременная книга»

Так определил значение романа «Мать» В. И. Ленин. Книга была своевременна, ибо внушала веру в непобедимость рабочего класса, в торжество революции, в то, что «Россия будет самой яркой демократией земли». Роман «Мать» был первым произведением русской литературы, в котором нашли своё воплощение принципы социалистического реализма.

Эта книга вошла в золотой фонд русской литературы. «Мать», по словам К. Е. Ворошилова, «является автобиографией рабочего класса».

Друг и учитель

Впервые они увиделись в октябре 1905 года, но знакомы были и раньше. Ленину хорошо были известны все произведения Горького. Горький внимательно читал ленинские работы, пристально следил за газетой «Искра», которой оказывал материальную помощь. Знакомство перешло в крепкую дружбу. На V съезде партии в Лондоне они проводили вместе много часов. Дважды приезжал Ленин к Горькому на остров Капри. Обширная переписка Ленина и Горького - яркое свидетельство великого содружества вождя русского пролетариата и замечательного пролетарского писателя. Когда Горький ошибался, когда делал неверные шаги на своём пути писателя и общественного деятеля, всегда на помощь приходили Ленин и Сталин, мудро и чутко поправляя своего друга.

Одна из встреч Ленина и Горького произошла на II конгрессе Коммунистического Интернационала в Петрограде. В перерыве между заседаниями они вышли на ступени Таврического дворца. Так и запёчатлён этот момент на фотоснимке.

«Дело Артамоновых»

Четверть века зрел в сознании писателя замысел этой книги. Ещё в девяностых годах Горький рассказывал Льву Толстому об истории трёх поколений знакомой ему купеческой семьи. Своим замыслом делился Горький с Лениным в одну из дореволюционных встреч. «Отличная тема», - сказал Ленин. Но тут же добавил: «...не вижу: чем вы ее кончите... Это надо писать после революции...» В 1925 году роман был написан. Революция привела к закономерному концу историю капиталистического «дела семьи Артамоновых».

Художник Д. Щмариков создал яркие иллюстрации к этой книге.

Опять на родине

По настоянию В. И. Ленина в 1921 году Горький уехал лечиться за границу. Через семь лет он вернулся на Родину. 28 мая 1928 года на Белорусском вокзале москвичи радостно встречали своего любимого писателя. Вот Горький выходит из вагона на московскую землю. И уже через месяц отправляется путешествовать по стране. Он едет по тем местам, которые много лет назад исходил пешком.

Иные места. Иные люди. Неузнаваема родная земля, преображённая руками советских людей!

На радость друзьям, на страх врагам

Большая почта пришла в тот день в дом на Малой Никитской. 25 сентября 1932 года советский народ отмечал сорокалетие литературной и революционной деятельности Горького. Самым дорогим, самым мудрым, самым горячим было приветствие от товарища Сталина. В нём выражены были чувства всего народа к своему любимому писателю. И когда вечером того же дня на сцене Большого театра, в президиуме торжественного заседания, посвященного знаменательной дате, тысячи людей увидели рядом Сталина и Горького, гром рукоплесканий приветствовал великого вождя народов и его соратника.

Орден Ленина - всенародная награда, которой удостоен был Горький в тот день.

«Любовь побеждает смерть»

«... Писать надобно так, - говорил Горький, - как будто вы рассказываете... особенно близким, например, друзьям своим, т. Сталину». Горький был не только другом товарища Сталина: он был его соратником в борьбе за коммунизм.

11 октября 1931 года Горький читал товарищу Сталину, В. М. Молотову и К. Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и Смерть». «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь побеждает смерть)», - так оценил товарищ Сталин произведение Алексея Максимовича Горького. Этот эпизод воссоздал советский художник А. Яр-Кравченко.

На съезде писателей

1934 год в истории советской литературы - особый год. Советские писатели собрались на свой Первый Всесоюзный съезд. На съезде выступил Горький. Вооружённый сталинским определением социалистического реализма - основного метода советской литературы, - Алексей Максимович в своём докладе развернул грандиозные перспективы развития нашего искусства слова. И теперь, оглядывая путь, пройденный нашей литературой за двадцать лет после съезда, мы убеждаемся: советские писатели следуют наказу Горького, этого, по выражению Николая Островского, «командира батальона «инженеров человеческих душ».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Клемент Готвальд

От Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза, Совета Министров Союза ССР и Президиума Верховного Совета СССР