Замечательному писателю земли русской Алексею Максимовичу Горькому выпала на долю великая историческая миссия быть певцом рабочего класса - победителя, выразителем коммунистических идей. В своих произведениях он запечатлел необычайно сложный процесс смены двух эпох - переход от капитализма к социализму. Он творил под благотворным воздействием вождей революции В. И. Ленина и И. В. Сталина. Их бессмертные идеи помогали Горькому создавать творения величайшей художественной ценности. На его книгах воспитывались и воспитываются многие поколения советских людей.
Имя Горького - основоположника литературы социалистического реализма - дорого всем честным людям на земле. Его художнический гений не только обличил всю мерзость капиталистического строя, но и открыл ясные, светлые дали прекрасного будущего, приход которого он предвидел.
Для молодёжи произведения Горького - учебники жизни. Они зажигают сердца миллионов юношей и девушек великой любовью к Родине, к партии Ленина - Сталина, воспитывают любовь к труду на благо Родины.
Не случайно, подчёркивая выдающееся значение нашей классической литературы в мировой истории, Горький указывал на её воспитательный характер. Необычайно велико воспитательное значение произведений самого Горького.
Великий буревестник революции считал, что литература, создавая героические характеры, должна вдохновлять людей на подвиг во имя народа, во имя Родины. «Нужны подвиги, подвиги! - писал он, обращаясь к передовым литераторам своего времени. - Нужны также слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд...»
Горький был одним из выразителей передовых идей своего времени. Неразрывная связь Горького с лучшей частью молодёжи нашла выражение и в его общественной деятельности и в его творчестве.
Галерея образов революционеров, самоотверженных борцов проходит перед нами в многочисленных произведениях Горького. Герои, готовые к подвигу на благо народа, стали выразителями свободолюбивых устремлений писателя. Юноша Данко, вырывающий своё сердце, чтобы осветить путь людям, явился романтическим прообразом - предшественником реалистических персонажей: Павла Грачёва из повести «Трое», машиниста Нила из пьесы «Мещане», Павла Власова из романа «Мать», молодого Ильи Артамонова из «Дела Артамоновых».
Вера Горького в народ, в его мудрость и талантливость нашла своё отражение в многообразии и яркости типов русских людей, встречающихся в произведениях писателя. Ненавидя всей душой тщедушных мещан, похожих друг на друга, как пятаки чеканки одного года. Горький показывает нам новых людей с их беспокойной и мятежной жаждой к подвигу, с их неустанным желанием узнавать мир, переделать его.
Много лет спустя, вспоминая о прошлом, Горький писал: «Молодёжь наша, конечно, знает по книжкам эту подлейшую, постыднейшую жизнь, но всё же книжки ещё не в силах показать стыд и мерзость жизни этой во всей её отвратительной сущности. Человека насиловали не только физически, высасывая из него рабочую силу, его и политически держали за горло, чтоб не кричал, не жаловался на жизнь никому, кроме бога, которого нет, да и богу молиться разрешали только молча, а не вслух. Человека всячески унижали, высосут его, обессилят и глумятся над его бессилием, чтоб окончательно уничтожить в нём возможность его протеста, признаки ещё не совсем вытравленного чувства собственного достоинства, желание лучшего, мечту о какой-то другой жизни на земле».
И Горький неустанно призывал молодёжь изучать прошлое потому, что это даёт возможность глубоко понять историческое значение великой революции, обеспечившей людям право на молодость. Обращаясь с приветствием к пионерам, Алексей Максимович писал: «Теперь, когда я вижу вас... мне кажется, я как будто бы попал в новый мир, в тот мир, который мне даже не снился, который не могли представить себе даже социал - утописты, рисовавшие себе будущий строй в ярких красках. Эти социал - утописты не могли себе представить всего того, что теперь есть... Вот это надо вам понять, ребята. Для того, чтобы оценить хорошо то, что есть в настоящем, вам надо знать хорошо прошлое».
Горький призывал изучать героические традиции народа, указывая, что молодёжь «должна хорошо знать труды и подвиги своих отцов», что она «должна подробно знать роль рабочего класса и его коммунистической партии в организации великой победы передового отряда пролетариев всех стран».
Советской молодёжи посвящена замечательная статья Горького «Вперёд и выше, комсомолец!»
В этой статье Алексей Максимович писал:
«Никогда, ни в одной стране молодёжь не работала так разнообразно и успешно, как она работает у нас, в Союзе Социалистических Советов. Очень трудно дать подсчёт этой работе, трудно вспомнить все роли, выполняемые нашей молодёжью в общественной, общегосударственной работе».
В советской молодёжи Горький видел «полную хозяйку» огромной, богатейшей страны и поэтому предъявлял к ней большие, подчас суровые требования. Он видел, что молодёжь, руководимая Коммунистической партией, создаёт новую, социалистическую историю. Такая высокая оценка роли молодёжи вызвана желанием показать, что только в нашей стране юноши и девушки получили возможность сознательно, разумно строить свою жизнь. Именно поэтому, как указывает Горький, необходимо знание революционной теории.
Овладение знаниями - это не только право, но и обязанность молодёжи, идущей на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде. Призывы Горького к молодёжи вызваны тем, что он видел в ней творческую силу, создающую культурные ценности. Алексей Максимович неоднократно в многочисленных статьях говорил о творческих дерзаниях молодёжи в различных областях созидательной деятельности, он гордился её трудом в науке, технике, искусстве. «Комсомол достаточно определённо заявил и заявляет о своей жизнеспособности и своём жизнетворчестве», - замечает Горький в статье «Рабочий класс должен воспитать своих мастеров культуры».
Горький придавал большое значение роли комсомола в развитии нашей литературы. Массу молодых читателей Горький представлял себе в роли возбудителя иного, более активного настроения в литературе нашей.
Известно, как серьёзно и требовательно подходил Горький к творчеству молодых писателей.
Алексей Максимович упрекал критиков, которые не думают о будущей смене, призывал писателей чутко относиться к творчеству начинающих писателей и сам показывал образцы такого заботливого, любовного отношения.
Горький был поборником всестороннего гармонического развития личности, поэтому он считал, что молодёжь должна быть застрельщиком социалистических форм жизни не только в школе и на производстве, но и в быту. «Нам нужно создавать новый, социалистический быт. Нужно, чтоб слова товарищ, друг не были пустыми словами, как это заметно в быту... Советский человек - существо, всё более привлекающее внимание трудящихся земли, - надо, чтоб это был образцовый человек, не только в его трудовой деятельности, но и в бытовых его отношениях». Эти слова Горького звучат, как сказанные сегодня.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
От Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза, Совета Министров Союза ССР и Президиума Верховного Совета СССР