Повесть Ф. Гладкова «Вольница» по праву принадлежит к лучшим достижениям нашей советской литературы.
Написать книгу «о пережитом» советовали Гладкову и Алексей Максимович Горький и Михаил Иванович Калинин. «У вас это выйдет, непременно выйдет, - говорил Михаил Иванович Гладкову. - Вы рабочий мир знаете хорошо: с ним вместе прошли весь путь».
Михаил Иванович не ошибся. Как «Повесть о детстве», так и «Вольница» относятся к числу наиболее ярких произведений о прошлом русского народа.
Обе эти книги носят автобиографический характер. Герой книги, мальчик Федя, от имени которого ведётся повествование, - это сам писатель Гладков.
Ценность этих книг в том, что писатель не просто рассказывает разные случаи из своей жизни. Пережитое глубоко осознано им. Из всей огромной массы воспоминаний художник отобрал наиболее типичное, характерное.
В «Вольнице», являющейся органическим продолжением «Повести о детстве», значительно расширяется круг наблюдений героя книги. Жизнь раскрывается перед ним, как широкая Волга, по которой едет он в начале повести
из родной деревни в Астрахань. Потом мы видим его живущим в городе. Центральное место в повести занимает рассказ о жизни на Жилой Косе, одном из каспийских рыбных промыслов. Уйти из деревни на заработки в город или промысел называлось тогда «уйти в вольницу». Живя в Астрахани и на рыбном промысле, Федя задумывается над социальными несправедливостями, рассказывает о явлениях, смысл которых, на первый взгляд, не может быть доступен мальчику.
Писатель показывает, как зреет в сердце Феди ненависть к угнетателям. Из деревни Федя
выехал с чувством приниженности и боязни «перед господами и начальством». На пароходе оскорбительный окрик барчонка он воспринимает «как естественное выражение господского презрения». Но постепенно мальчик освобождается от боязни, страха; он уже активно проявляет свою ненависть к поработителям.
С чувством глубокой ненависти говорит Федя о мучителях трудового народа. Смрадом и тленом веет от «хозяина» Павла Ивановича, прозванного Жеребком. Этот кровосос готов удавиться за копейку, сжить со свету единственного своего сына, чтобы сохранить «доходы», то есть награбленное.
«Владыка нашего времени, господин капитал», как называет один из героев книги купца Пустобаева, ярко представлен в повести в образах Пустобаева и купца Бляхина.
Античеловеческую сущность «господина капитала» художник Гладков раскрывает не только показом грабительских дел Пустобаева и Бляхина, но и меткими, прямыми характеристиками, даваемыми угнетателям рабочими людьми.
Гладков, рисуя образы эксплуататоров, показал, что жеребки, бляхины и пустобаевы никакого отношения не имеют к русской натуре. Бляхины, пустобаевы - это «международные грабители», их мораль - типичная мораль империалистического хищника, независимо от национальности. С угрюмым упорством твердят выведенные Гладковым хищники единственную «истину»: «каждый человек - вор», «все люди - воры». Они признают одну «правду»: «правде - грош цена», «надо служить не правде, а хозяину», «с правдой - то не проживёшь».
Подлинными носителями национального русского характера, показывает Гладков, являются люди труда. В повести «Вольница» Федя встречается с новыми людьми, с представителями рабочего класса. Многих из них он полюбил чистой, глубокой любовью, ради них готов на самопожертвование, старается по - своему помочь им. Бондарь Григорий Безрукое, рыболовы Карп Ильич, Корней,
Балберка, кузнецы Игнат и Тарас, резальщицы Прасковья, Наташа, Оксана и многие другие образы тружеников изумляют Федю своим мастерством, смелостью в борьбе с угнетателями и стихиями природы.
С горячим сердцем говорит Федя о родных людях, которые помогли ему понять, что трудящийся человек «выше этих бар и богатеев», о людях, которые борются за такое счастье, «чтобы всем нам, всему рабочему люду было хорошо, чтобы вольной доле своей он хозяином был, чтобы турнул всех богачей и устроил свою жизнь без кабалы, без насильников, без царей, без полиции... А за это драться надо, не щадя живота, скопом...»
В борьбе с угнетателями проявлялись лучшие черты характера русского человека. В коллективе рабочих промысла, в борьбе расцветает ранее замученная властью свёкра, мужа и начальства мать Феди.
Внутреннее богатство положительных героев повести Гладков раскрывает и показом их отношений к природе. Если пустобаевы и бляхины своими заплывшими и блуждающими глазами не видят ни моря, ни синевы неба, то люди труда, как ни тяжела их жизнь, испытывают подлинную радость от яростной игры моря, от волжских зорь. Страницы повести «Вольница» пропитаны проникновенной любовью к родным русским людям, родной природе. Как живая, течёт перед глазами читателя красавица Волга, описанию которой посвятил Гладков немало страниц. В повести звучит великая русская речь, ясная, чистая, меткая.
Более пятидесяти лет отделяют нас от событий, описанных Гладковым в «Вольнице». Герои повести осуществили свою заветную мечту. Волга служит нашему народу. Великие стройки коммунизма воздвигает советский народ на берегах могучей реки. Но повесть Гладкова о том, «какой путь прошли люди старшего поколения, какую борьбу выдержали они, чтобы дети и внуки их могли жить счастливой жизнью» (Горький), волнует советских читателей. Вот почему своему любимому писателю, всегда говорящему правду о русском народе, о советских людях, пишут читатели благодарные письма.
Среди этих писем есть одно, которое нельзя читать без волнения. Оно написано учениками деревни Чернавка, той деревни, в которой прошло безрадостное детство мальчика Феди. Один из молодых читателей пишет Гладкову: «Повесть «Вольница» учит нас, молодёжь, любви к Родине, к труду, окрыляет великой и героической верой в самое большое и светлое на земле - верой в человека советского, русского человека».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.