При мерцающем свете одинокой свечи юная девушка пишет письмо. Она трепещет, она в смятении - различные чувства обуревают ее. Она полюбила первой девичьей глубокой и искренней любовью. Она верит, что эта любовь «настоящая», что её избранник воплощает лучшие черты героя, что он разделит с ней ее мысли, мечты, идеалы.
Склонившись над письмом, поёт задумчивая Татьяна, и светлый лиризм звучит в проникновенном, кристально чистом голосе Леокадии Масленниковой. Вместе с певицей зритель словно сам переживает всю гамму чувств пушкинской героини.
А вот другой образ русской женщины, уже не лирический, как Татьяна, а драматический - Даша из оперы А. Серова «Вражья сила». И здесь, в этой партии, зритель также покорён красотой голоса, музыкальностью и выразительностью исполнения.
Панночка в опере Римского - Корсакова «Майская ночь» - третий образ, созданный Леокадией Масленниковой, запомнился и полюбился зрителям, как и образ простой, кроткой, чистой в своей юности Маргариты, соблазнённой Фаустом. И, наконец, жизнерадостная, очаровательная крестьянская девушка - чешка Маженка в «Проданной невесте», опере чешского композитора Бедржиха Сметаны.
Казалось бы, что общего между Маженкой и Татьяной, Маргаритой и Дашей? Но Масленникова умеет найти черты, которые объединяют эти разнородные образы, и это показывает, что артистка обладает не только богатством и разнообразием голосовых средств, но и сценическим дарованием широкого диапазона. Она умеет создать образ и молодой весёлой девушки и печальной, страдающей женщины.
Она умеет найти и показать в той и в другой то высокое, благородное и облагораживающее духовное начало, которое научил нас ценить и уважать советский социалистический строй, начало, которое при этом строе получило возможность раскрыться со всей полнотой.
Леокадия Масленникова сама представляет яркий пример такого раскрытия, расцвета артистического дарования в условиях коренной перемены в судьбе и положении женщин, перемены, произведённой великим Октябрём.
Жизненный путь артистки был сложен и труден. Он вёл от детского дома, пуговичной фабрики, где работала будущая певица, едва окончив семилетку, до сцены крупнейшего оперного театра страны.
Настойчиво училась Масленникова и в 1945 году окончила Киевскую консерваториюъ с отличием. В следующем году она была уже принята в труппу Большого театра. Когда - то для оперной певицы сцена лучшего театра, видавшая первоклассных певцов и певиц означала бы венец мечтаний, предел достижений. Но для Масленниковой только началась настоящая работа. Её превосходные вокальные данные привлекли к ней внимание руководства театра, старших товарищей. Её окружили заботой, которой только в нашей стране окружаются молодые таланты. Сцена стала для неё подлинной школой, где она учится владению техникой, развивает свою музыкальность, хороший вкус и усиливает выразительность своей игры.
Их немного, прекрасных поэтических и музыкальных созданий артистки, но все они внутренне содержательны, отмечены талантом настоящей артистической индивидуальности. Не удивительно, что за короткий срок артистка заслужила признание крупных мастеров сцены и любовь зрителей. Её дарование получило высокую оценку советского правительства, присудившего ей Сталинскую премию за участие в спектакле «Проданная невеста», а на Международном фестивале демократической молодёжи в Праге молодая певица была удостоена звания лауреата Международного конкурса.
Слушая артистку, одну из многих, чей талант мог раскрыться только в благотворной и живительной атмосфере, созданной социалистическим строем, вспоминаешь глубокие слова М. И. Калинина о том, что «театр идёт в ногу с нашим общим движением, что театр идёт в ногу с лучшими стремлениями наиболее активной части населения».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.