В бостоновых костюмах в цех не ходят, но токарь Павел Громов был другого мнения. По утрам он являлся к своему станку, аккуратно складывал в шкафчик новенький костюм, надевал комбинезон и отправлялся покурить. Здесь Павла уже поджидали поклонники - молодой рабочий Коля Жуков и новый ученик Петя Синицын. Павлу почтительно уступали место возле батареи, и он не спеша, солидно отвечал на вопросы, выражая свою точку зрения на любое явление жизни.
Любил Павел полюбоваться собой. Во - первых, он был лучший токарь цеха, а во - вторых, он много читал и, в - третьих, знал такие подробности из спортивного мира, что даже председатель заводского спортивного общества диву давался.
В цехе от станка, где работал Павел, невозможно было оторвать глаз. Есть такое выражение: «Работать красиво». Именно так и работал токарь Павел Громов. Как - то в заводской газете была даже статья, которая начиналась так: «У Громова нет ни одного лишнего движения, плавно двигаются руки, всё рассчитано, всё проверено». Это про него написали, что «молодой вихрастый паренёк в совершенстве освоил специальность и работает без брака». Насчёт того, что он работает без брака, Павел согласился, но за «вихрастого» обиделся и даже потребовал опровержения: у Павла был удивительно гладкий зачёс, и, пожалуй, никто из молодых рабочих так не следил за своей причёской, как Павел.
Как - то в обед секретарь комитета комсомола Иван Краев принёс в цех газету с фамилиями новых лауреатов и, обращаясь к Павлу, сказал:
- Вот люди за токарное дело премии получили! Эх, Павлуша, тебе бы у них поучиться, и твоя фамилия была бы в газете.
Павел ответил, что ему учиться нечему, что свой «ДИП - 200» он и так знает в совершенстве и, пожалуй, ничем новым его, Павла Громова, не удивишь.
Этот разговор слышали ребята и очень некстати рассмеялись. Павел обиделся, покосился на Ивана и, бурча, пошёл в кладовую. Определённо настроение было испорчено.
Вечером Иван зашёл к парторгу цеха Николаю Семёновичу и рассказал, что произошло в обед в цехе.
- Я давно замечаю, что Громов зазнаётся, - не спеша говорил Николай Семёнович. - Сами мы в этом повинны. Чуть какой успех, - мы сразу шумим. Вот, мол, молодой, растущий, ему равного на заводе нет. А почему так получается? Уж очень много у нас молодёжных торжеств бывает на заводе. То молодёжный вечер, то специально молодёжная конференция, то молодёжное соревнование. И везде Громова склоняем. Это, конечно, неплохо. Но мы про других рабочих забываем. А ведь есть на заводе токари, которые работают лучше Громова, но для нас они «некомсомольский возраст», чего, мол, о них говорить. Вот Громов - это да! Первая скрипка. У него все данные подходят...
До позднего часа просидели в этот вечер парторг и Иван Краев. И даже когда вместе шли к троллейбусу, разговор не прекращался. Николай Семёнович наставительно говорил:
- Знаешь, Ваня, за человека нужно драться умело, умно. Ведь мы на заводе не только станки делаем, но и людей растим. Для нас главное - человек. Конечно, можно Громова пристыдить за то, что он учиться не желает, но ведь это - не всё. Громова нужно очень много воспитывать - из него хороший человек получится, я в это верю. Есть у меня одна мысль... Знаешь, к нам на завод молодой технолог пришёл, Володя Алёхин, так вот слушай...
Уже расставаясь у остановки, Иван понимающе кивнул головой и с благодарностью пожал руку Николаю Семёновичу.
... Технолог Володя Алёхин полюбил механику ещё на втором курсе техникума. Когда товарищи выбирали факультеты и звали Володю с собой на факультет электрооборудования, он отказался:
- Электричество нельзя увидеть или пощупать. Всё представлять надо. А я люблю видеть. Нет, уж моё дело - механика, шестерёнки и резцы. Это решено.
В первый день работы на заводе Володя явился в своём лучшем костюме. Он шёл по цеху, с интересом присматриваясь к новым товарищам. Внимание Володи привлёк молодой токарь с удивительной причёской, в новеньких, щегольских ботинках. Юноша ловко вертел ручки станка и, казалось, играючи направлял жало резца вдоль дымящейся поверхности металла.
Павел незаметно покосился на вошедшего и нахмурился. Странно: вошедший спокойно смотрел за его работой, и в его серых глазах не было ни удивления, ни зависти.
В обед уже было известно, что парень со спокойными серыми глазами будет работать технологом в инструментальном цехе. А на следующий день в цехе узнали ещё одну новость: оказывается, новый технолог пожелал работать не в конструкторском бюро завода, а в цехе на токарном станке «ДИП - 200».
- Рисуется, - заключил Павел Громов, - это он для авторитета. Посмотрим, что получится.
Нет, определённо новый технолог не понравился токарю Павлу Громову.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
II. Начинается новая жизнь