Как с продолжением рассказ,
Читает медленно статью
Об авиации в бою».
И тут же рядом:
«Хромой солдат с ребятами
Беседует об атоме...»
Так выглядит в изображении Недогонова сегодняшняя послевоенная деревня, чуткая ко всему, что делается на белом свете, кровно заинтересованная в счастье великой своей Родины. Это совсем новая деревня, новый мир:
«Читают «Правду», «Огонёк» От первых до последних строк. Об Индонезии спроси, О трёх правительствах «оси» - Забыли? - Боже упаси!»
Поэма богата и драматичными конфликтами, и лиризмом, хватающим за сердце, и верностью характеристик, и поэтическими находками. Но среди всего этого богатства особенно значительна живая и новая правда о советских людях, переживших войну недаром, выросших и на фронте и в тылу. Она впервые нашла в нашей поэзии такое яркое выражение. В этом большая заслуга Недогонова.
Всесоюзная художественная выставка 1947 года явилась своеобразным праздником молодых мастеров. Они первенствуют на выставке, им принадлежит ряд произведений, поднимающих большие и сложные темы нашей современности, отмеченных зрелым мастерством. Именно они, молодые художники, определяют в большей мере успехи нашей живописи и скульптуры. Цыпляков и Першудчев, Серебряный и Бубнов, Непринцев и Мелихов, Соколов и Цвирко дали настоящие, цельные художественные произведения, ярко и разнообразно представляющие сложившийся стиль искусства социалистического реализма.
Одно из первых мест среди молодых принадлежит украинскому живописцу Михаилу Ивановичу Хмелько. Всесоюзная выставка - первая крупная выставка, на которой дебютирует художник. И замечательно, что этот двадцатидевятилетний мастер сразу выступает с монументальным полотном, требующим большего искусства, немалого ремесленного опыта, а главное, зрелости мысли и чувства, ибо он избрал для своей картины исключительную по значительности, сложную по содержанию тему.
Картина изображает зал в Большом Кремлёвском дворце в исторический день 24 мая 1945 года, когда товарищ Сталин произнёс свой замечательный тост за великий русский народ.
Сияет огнями великолепный зал. Множество ликующих людей, а на переднем плане товарищ Сталин, окружённый своими ближайшими соратниками. Торжественное, вдохновенное, радостное мгновение!
Только тот, кто близко знаком с тайнами живописного мастерства, может оценить, какой большой труд для художника - создать такую многофигурную композицию: расположить фигуры, написать интерьер, создать надлежащее освещение, выразить общее настроение при помощи колорита, охарактеризовать действующих лиц.
Уже одно то, что молодой мастер справился с такой сложной задачей формального порядка, свидетельствует не только о его даровании, но и о зрелости его искусства.
Но художнику удалось большее: он сумел передать торжественность момента, когда в зале прозвучали исторические слова великого вождя; он создал величественное зрелище единения советского народа вокруг сталинского гения; он сумел передать смысл замечательного события; он создал подлинно историческую картину.
Хмелько многое дано, и советский зритель вправе многое с него спросить. Советская живопись всегда уделяла большое внимание образам любимых вождей народа, Ленина и Сталина, образам глубоко родным, близким, исполненным высокой красоты. Советское искусство ищет выражения этих образов разными путями; один из них - стремление выразить величие образов в торжественно - приподнятом строе живописи. К этой линии поисков примкнул и Хмелько. И тут молодому мастеру надо всегда помнить, что образы таких людей, как Ленин и Сталин, требуют величайшей вдумчивости. Всякий внешний эффект здесь будет звучать резким диссонансом: торжественность не должна переходить в пышность, а величавое вдохновение - в риторику.
Хмелько - мы не сомневаемся - создаст ещё много замечательных произведений, но ему надо всегда помнить, что, если он берёт большие темы, он должен, вкладывать в них всю свою душу, все свои способности и мастерство. А на этом пути мастеру прежде всего нужна сдержанная мудрость.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.