Позади год напряжённого, творческого и радостного труда советских людей. Это год великих достижений народного хозяйства, советской культуры и искусства, советской науки. Это был год творческих дерзаний наших учёных, людей искусства, литературы, техники. Это был второй год после военной сталинской пятилетки, открывшей большие горизонты нашего завтра.
Тысячи и тысячи молодых людей нашей страны прославили в истекшем году свои имена. О них узнал народ. Им воздаёт он почести.
Мы рассказываем на страницах нашего журнала только о трёх молодых дебютантах 1947 года из мира искусства и литературы. Но их успехи типичны для нашего сегодняшнего дня. Первый дебют - трамплин для новых, ещё более значительных успехов в наступающем году.
Каждому, кто побывал на новом спектакле Московского Художественного театра имени Горького «Дни и ночи», невольно вспоминаются незабываемые дни боёв за город - герой.
Вспоминаются те дни и «очи, когда героические защитники Сталинграда, цепляясь за каждый дом, за каждый клочок земли, стойко держали оборону, отстаивая тем самым на берегах Волги свободу и цивилизацию народов всего мира.
Капитан Сабуров, един из воинов Советской Армии, воплотил в себе лучшие, драгоценнейшие качества советского патриота, бесстрашного бойца за мир и демократию против фашизма. Вот почему с таким волнением зритель прислушивается к каждому слову актёра и с такой искренней, неподдельной симпатией воспринимает каждое его движение, жест, паузу.
Артист Макаров, исполняющий роль Сабурова, впервые в этом году появился на сцене Художественного театра. Судьба его - обычная судьба одарённого человека нашей страны, где подлинное дарование, подлинный талант не могут не выйти на широкую дорогу искусства.
...15 лет назад ученик 9 - го класса Колпвянской средней школы Василий Макаров. вместе с двумя своими товарищами пешком пришёл в Новосибирск. Его привлекло туда объявление в газете: вновь организуемый Театр юного зрителя открыл приём в студию. Юноша попал в руки опытного педагога - организатора театра Н. Ф. Михайлова, угадавшего в мальчике из Колпвян недюжинный талант многогранного и яркого диапазона.
С каждым годом растёт и зреет дарование Макарова. Он играет Тиля Уленшпигеля, Дон - Кихота, Павку Корчагина, Труфальдино в «Слуге двух господ», Фердинанда в «Коварстве и любви», но все эти кардинально различные роли до краёв насыщены огненным темпераментом актёра, мастерством перевоплощения, яркой и образной манерой исполнения.
За непродолжительный срок Макарова полюбили и узнали в Новосибирске. Но вот в 1938 году театр приезжает на гастроли в Москву. Молодой актёр с первого же своего появления на сцене в роли Павки Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь» сразу завоёвывает расположение столичного зрителя. Макаров сумел создать прекрасный, чистый и цельный образ молодого человека Страны Советов, пламенного борца за коммунизм, ярко запомнившийся каждому, кто видел постановку.
Правительство высоко оценило творческие достижения молодого актёра: в 1945 году ему присваивается звание заслуженного артиста РСФСР. Осенью прошлого года Макаров получил приглашение вступить в труппу Московского Художественного театра имени М. Горького.
Если меня спросят, что является отличительной чертой исполнения Макаровым роли советского офицера, я отвечу: предельная простота, искренность, правдивость, покоряющие с первого взгляда. Сабуров в исполнении Макарова - прежде всего отважный вОИН, Воплощающий в своём лице героических защитников Сталинграда.
Он обаятельно прост в обращении, заботлив к окружающим, чуть - чуть застенчив в своих отношениях с любимой им девушкой и в то же время непоколебимо твёрд и отважен в бою, как может быть твёрд и отважен советский офицер. Он такой, каким мы знаем и любим Сабурова, созданного - писателем К. Симоновым; он носитель лучших человеческих идеалов, он олицетворяет безграничную храбрость и преданность Родине.
Дебют Василия Макарова на сцене Художественного театра - это победа таланта молодого советского актёра.
Когда около года назад в журнале «Новый мир» появилась поэма Алексея Недогонова «Флаг над сельсоветом», она сразу обратила на себя внимание широких кругов читателей. Это было первое после войны значительное поэтическое повествование о возвращении советского воина к мирному, созидательному труду. Ценность поэмы ещё и в том, что в ней правдиво и ярко показан послевоенный колхоз. Успех поэмы был бесспорным. В её оценке сошлись и читатели, и критики и товарищи поэты - и старше Недогонова и его ровесники.
Между тем его удача не случайна. Она обусловлена всей предыдущей, немалой работой Недогонова, его ростом как гражданина и писателя. Стихи его печатались в наших журналах и газетах с 1938 года. И тогда уже они были интересны изобразительной силой, дисциплиной стиха, зерном сюжета, который ощущался в каждом коротком стихотворении. Это была ревностная, искренняя работа поэта, влюблённого в родной язык, внимательного к окружающей действительности.
Алексей Недогонов прослужил в Советской Армии две войны: я финскую и Отечественную. Начинал он как рядовой боец, был тяжело ранен при штурме Выборга, впоследствии работал в армии как военный журналист в армейской и фронтовой печати. Как многие из советских людей, кончал он войну за рубежом, пройдя вместе с наступающей армией чужие страны и города, вглядываясь в чужой быт и в чужие новые лица, учась распознавать среди них друзей и врагов.
Эта дорога нашла отражение в отчётливых и сильных стихах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.