Народное хозяйство, наука, культура и искусство, техника - таков широкий фронт работы молодых советских специалистов. На этих фронтах им, сегодняшним студентам, предстоит быть командирами. Им предстоит решать грандиозные задачи, поставленные перед страной И. В. Сталиным, - превзойти в ближайшие годы достижения зарубежной науки, добиться небывалого расцвета культуры, насытить народное хозяйство нашей страны самой передовой техникой. Чтобы быть во всеоружии этих задач, молодые специалисты должны очень много знать и уметь.
Хороший специалист в нашей стране - это человек, не только прекрасно овладевший всем комплексом знаний и навыков, необходимых ему для работы, но и организатор и 'воспитатель. Он не замыкается в тесных рамках своей профессии, а неизбежно входит в широкий круг политических и общественных интересов своего народа. Но, чтобы быть хорошим. политиком и общественником, «нужно уметь глубоко, по - марксистски подойти к каждому общественному явлению, нужно уметь охватить предмет в целом, проанализировать всё его внутреннее содержание» (М. И. Калинин).
Почти 20 лет назад, выступая на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ, товарищ Сталин призвал молодёжь Советской страны овладеть наукой. Товарищ Сталин говорил: «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой, а чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо». И дальше: «Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков - специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом - такова теперь задача». Это указание вождя стало для комсомола и молодёжи путеводной звездой. За время, прошедшее с момента выступления И. В. Сталина на VIII съезде комсомола, наша промышленность, наше сельское хозяйство получили десятки тысяч прекрасных молодых специалистов, которые по - настоящему стали хозяевами дела и на долю которых выпала трудная, благодарная и благородная работа по развитию экономики и культуры в годы первых пятилеток.
В осуществлении нового пятилетнего плана восстановления «развития народного хозяйства СССР страна предприняла громадное строительство. С каждым днём оно требует всё более значительного увеличения числа высококвалифицированных специалистов. И с каждым днём жизнь повышает требования к молодым кадрам.
Сейчас в наших вузах и техникумах обучается громадная армия молодёжи. Полученные ими знания и необходимый опыт практической работы должны быть целиком, без остатка отданы делу построения коммунизма. Вопросы качества учёбы, коммунистического воспитания студенческой молодёжи в наши дни вновь всплывают со всей остротой и принципиальностью.
Почти каждый второй из студентов является членом Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи. Долг комсомольца, его святая обязанность - быть всегда и во всём впереди. Комсомольцы вузов и техникумов могут и должны сыграть решающую роль в деле повышения качества образования и воспитания молодых специалистов.
Большие недостатки обнаружены в работе комсомола среди студенчества. Они, эти недостатки, очень подробно, глубоко и самокритично были рассмотрены на недавно состоявшемся XVI пленуме ЦК ВЛКСМ. Это, однако, не может и не должно заслонить того факта, что основная масса молодёжи, обучающаяся в стенах высших и средних специальных заведений, своим патриотическим долгом считает упорное, сосредоточенное и глубокое овладение знаниями и, прежде всего, «наукой наук» - основами марксизма - ленинизма.
Успехи подготовки «кадров молодых специалистов были бы неизмеримо больше, если бы комсомольцы вузов и техникумов более энергично, настойчиво и методично занимались тем кругом вопросов, от серьёзного и правильного решения которых зависит качество подготовки молодых кадров советской интеллигенции.
Основной недостаток в деятельности комсомольских организаций вузов и техникумов, который был отмечен и докладчиком на пленуме секретарём ЦК ВЛКСМ тов. Н. А. Михайловым и выступавшими в прениях товарищами, заключается в том, что студенческий комсомол нередко замыкается в рамках только своих, чисто комсомольских дел и обязанностей, не оказывая серьёзной и постоянной поддержки директорам вузов и техникумов, профессорско - преподавательскому составу в их борьбе за высокое качество учёбы и неразрывно связанную с ней высокую идейность политико - воспитательной работы.
В известном обращении к первой конференции пролетарского студенчества в 1925 году товарищ Сталин указывал молодёжи на вредность разрыва между политической работой и овладением наукой: «...студенты - коммунисты и вообще советские студенты должны поставить себе ясно и определённо очередную задачу: овладеть наукой... Этим я вовсе не хочу сказать, что студенты не должны заниматься политикой. Нисколько. Я «говорю лишь о том, что коммунисты - студенты должны уметь сочетать политическую работу с делом овладения наукой».
Комсомольская организация вуза, техникума должна вменить себе за правило: постоянно осуществлять контроль над успеваемостью каждого студента, за организацией учебно - воспитательного процесса, за его насыщенностью большим идейным содержанием. Комсомольцу не должно быть безразлично, что и как он учит.
Каждый свой день пребывания в стенах учебного заведения он должен оценивать с точки зрения того, как много даёт ему этот день для его будущей активной работы строителя коммунистического общества.
Большую роль в творческом овладении профессией, в выработке уменья самостоятельно научно мыслить, смело экспериментировать в ещё не изведанных или мало изведанных областях должны и могут сыграть студенческие научные общества. Они получают всё больший вес и значение в общем процессе обучения. В них сейчас состоит около 20 процентов всех студентов.
XVI пленум ЦК ВЛКСМ обратил внимание комсомольских организаций на то, что этот важный участок их работы часто оказывается заброшенным. В результате невнимания к нему нередки случаи, когда научные кружки работают на низком уровне, на научные конференции выносятся случайные, а подчас просто ненужные темы.
Популярность и авторитет научной самодеятельности студенчества комсомольцы обязаны взять под своё покровительство.
Много внимания уделено пленумом ЦК ВЛКСМ производственной практике студентов. Здесь студенты часто впервые, непосредственно и практически пробуют свои силы в том деле, которым им предстоит потом заниматься всю жизнь. Производственная практика - это тот пробный камень, на котором проверяются правильность выбора студентом своей профессии, с одной стороны, и с другой - качество подготовки его как специалиста. Так может ли комсомольская организация оказаться в роли незаинтересованного наблюдателя в этот ответственейший момент в жизни каждого студента? Конечно, нет! Но факты часто говорят о безответственном и несерьёзном отношении комсомольских организаций к тому, как и где проходит практика студентов. XVI пленум ЦК ВЛКСМ осудил подобное отношение комсомольских организаций к производственной практике и потребовал исправления вскрытых недостатков.
Советский специалист - всегда руководитель и организатор. А это значит, что он должен быть человеком марксистски образованным, должен уметь применять революционную теорию в своей повседневной практической работе.
Советские студенты с огромным интересом, серьёзно и вдумчиво овладевают марксистско - ленинской теорией. Но нельзя скрыть и того, что есть ещё у нас такие студенты, а подчас и студенты - комсомольцы, которые формально и поверхностно занимаются этим важнейшим предметом. XVI пленум ЦК ВЛКСМ совершенно справедливо расценил подобные факты как проявление безыдейности и аполитичности, нетерпимые в нашем советском обществе. Комсомольцы обязаны всемерно содействовать тому, чтобы каждый молодой специалист был хорошо вооружён марксистско - ленинской революционной теорией.
Это содействие должно выражаться и в придирчиво - внимательном контроле, который должны осуществлять комсомольские организации в вузах и техникумах над марксистско - ленинской учёбой студентов, и в создании широкой сети кружков, дающих дополнительные знания, более широко и глубоко освещающих те или иные основные проблемы этой науки, и в теоретических конференциях и собеседованиях, которые проводились бы кафедрами основ марксизма - ленинизма совместно с комсомольскими организациями.
Устранение недостатков в деятельности комсомольских организаций вузов и техникумов, которые вскрыты XVI пленумом ЦК ВЛКСМ, представляет сейчас важнейшую задачу вузовского комсомола. Можно не сомневаться в том, что комсомольцы - студенты сумеют оправдать то высокое доверие, которое оказывают им партия и комсомол.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.