Два письма – два мира

Макс Поляновский| опубликовано в номере №497, февраль 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Неожиданное письмо из нанайского района напомнило мне об одном полузабытом эпизоде.

В 1927 году я ехал на остров Сахалин, очищенный незадолго до того от японских интервентов.

Пароход шёл вниз по Амуру, к Николаевску.

После стоянок возле маленьких пристаней на палубе парохода появились новые пассажиры - обитатели таёжных стойбищ.

Многие из них впервые покинули свои стойбища, где родились и выросли. Они с опаской поднимались по трапу. Медленно, неуверенными шагами шли по палубе, вздрагивали при резких гудках, со страхом взирали на шипящий пар и на дым, валивший из труб.

Русские таёжные охотники и зверобой, коренные обитатели края, помогли завязать разговор с расположившимися на палубе нанайцами, эвенками, гиляками (нивхами).

Мои попутчики, два комсомольских работника, ехали на Сахалин. Их ждала работа в островной комсомольской организации. Юноши знали наречия народностей, живущих в тайге.

Наше внимание привлекли два нанайских мальчугана. Они чем - то напоминали волчат: оба дичились, держались в стороне от людей, жались друг к дружке.

Комсомольские работники пытались поговорить с мальчиками, но те, исподлобья поглядывая на нас, хранили упорное молчание. Лишь на второй день удалось расшевелить старшего «дичка». Он сказал, что его зовут Андрюшкой, а брата - Дениской. Фамилия - Актанка. Они не родные братья. Оба мальчика впервые оказались за пределами тайги.

Андрюша выехал из родного стойбища потому, что у него недавно пропала мать. Андрюша высказал предположение, что её украли и увезли. В те времена такие случаи бывали.

Сначала отец Андрюши поехал вместе с сыном в другое стойбище, очень далёкое. Там отец снова женился. У новой жены был сын Дениска. И теперь вся новая семья Актанки возвращалась опять в стойбище Андрюшиного отца. Актанка торопился приехать домой вовремя, чтобы не опоздать к началу хода кеты.

На амурском пароходе мы ежедневно виделись с Андрюшей и Денисом. Комсомольцы беседовали с юными нанайцами. Многое им разъясняли. При расставании мы подарили мальчикам на память тетради, цветные карандаши и книжку с картинками; комсомольцы повязали Андрею и Денису пионерские галстуки, прикрепили к их курточкам значки с надписью «Будь готов!» Читать мальчики не умели, но мы им разъяснили, что означает эта надпись на значках.

О встрече с семьёй Актанки я записал тогда для памяти в свой блокнот.

И вот недавно, спустя два десятилетия, я получил письмо из нанайского района, входящего в состав Хабаровского края.

Письмо было написано по - русски, отличным, чётким почерком. Внизу подпись: «С приветом, Андрей Актанка».

Напомнив в первых строках о себе и своём брате, он писал:

«Вы, наверное, помните: мы ехали на пароходе вниз по Амуру в 1927 году. Помимо вас были ещё двое юношей. Они нам подарили пионерские галстуки».

... Вспомнились два «дичка» на палубе амурского парохода. Неужели откликнулся один из них?! Как узнал он мою фамилию, адрес? Об этом мой неожиданный корреспондент написал ниже. Он рассказал о том, как он обучился грамоте, пристрастился к чтению, о том, что обитатели тайги увидели свет из Москвы, что советская культура проникла в самые отдалённые уголки нашей необъятной Родины, о том, как на месте стойбищ возникли посёлки, районные центры, города и на смену юртам и чумам пришли просторные дома. Появились школы, книги, кино». Вместо шаманов лечением занялись врачи. Наиболее способных молодых людей из тайги шлют в Ленинград - на учёбу.

Андрей рассказал о том, как однажды, читая книгу о своём крае, он нашёл в ней несколько строк о себе и о своём брате Денисе. Андрей записал название книги и фамилию автора. Это была моя книга «Сахалин после Чехова и Дорошевича», изданная в 1928 году.

«Долгое время я не знал вашего адреса, - писал мне Андрей. - Через редакцию журнала «Огонёк» я узнал его. Расскажу вам коротко о себе. В период Отечественной войны мне пришлось стать учителем, хотя специального педагогического образования не имею. В первые годы школа насчитывала до десятка учеников, а сейчас лишь в моём классе 21 учащийся, все они дети нанайцев.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены