Смеляков, бесспорно, - талантливый поэт. Небольшой сборничек стихов «Работа и любовь», выпущенный им в 1932 г., был сочувственно принят и читателями и критикой. Часть критиков - мы имеем в виду прежде всего, т. Е. Усиевич, но и не ее одну - решила даже, что творчество Смелякова является чуть ли не новым этапом в разлитии пролетарской лирики. Это, разумеется, вредное преувеличение. Никак нельзя согласиться и с тем, будто до Смелякова «потребность в интимной лирике, в стихах о любви, о природе, о дружбе, о всех тех чувствах, которые пролетариат испытывает, но испытывает по - новому, совершенно отлично от представителей собственнических классов, оставалась неудовлетворенной». Ни к чему чересчур прибедняться: в известной мере, хоть и не без крупных недостатков, потребность эта советской поэзией удовлетворялась.
Достоинство первых стихов Смелякова заключалось в том, что молодой поэт сумел в них ярко выразить некоторые характерные черты своего поколения. Этому поколению, выросшему в годы развернутого социалистического строительства, гораздо легче было определить свое отношение к миру, нежели молодежи, входившей в жизнь в период гражданской войны или нэпа. То, что составляло предмет споров десять и пятнадцать лет назад, для сверстников Смелякова стало уже чем - то само собой разумеющимся. И в стихах Смелякова подкупают зачастую именно простота и непринужденность, с которыми он высказывает точку зрения своего поколения.
Одно из лучших стихотворений в книжке «Работа и любовь» так и называется «Точка зрения». В стихотворении этом «пожилой и вежливый художник» изображает на холсте закат, а «молодой, веселый человек» с ореховой палочкой, четырежды премированный ударник, вмешивается «в тонкое общение старых кадров с новой природой». Он не согласен с «толкованием пейзажа» художником:
«Вы увидели зеленый кустик,
вы увидели кусок водички,
кувырканье птичек на просторе,
голубой летающий дымок...
И, седые брови опустивши,
вы не увидали человека,
вы забыли о перспективе
и о том, что новая страна
изменяет тихие пейзажи...»
Казалось бы, достаточно сложный, «дискуссионный» вопрос - вопрос о взаимоотношении искусства и действительности, - и поэту свою точку зрения на идейную направленность «тихих пейзажей» художника установить необходимо. Но Смеляков в отличие от своего «молодого человека» много об этом не распространяется - это для его читателя ясно и так: он ставит ударение на том, что важно как раз сейчас: на мастерстве художника, на его умении, на том, что может украсить и улучшить нашу жизнь:
«Я хочу, чтобы в моей работе
сочеталась бы горячка парня
с мастерством художника, который
все - таки умеет рисовать».
И в этом сказываются и хозяйское спокойствие и уверенность в себе, являющиеся отличительной чертой нашей молодежи.
Легко и просто подходит Смеляков и к вопросу об общественном и личном. И тут никаких особых оснований для внутренних конфликтов он не находит. Вот начальник милиции допрашивает кулака. Это борьба, работа. Но на столе в милиции - цветы в стакане. И поэт сразу понимает, что этот человек «умеет звезды понимать и девушек любить».
Образ начальника милиции - типичный для «Работы и любви» образ лирического героя. Таким же, умеющим и работать, и звезды понимать, и девушек любить, Смеляков охотно выводит и себя самого: «Я очень и очень веселый и бодрый, смешной и богатый».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Документы с примечаниями