Оптимизм, конечно, - положительное качество поэзии Смелякова. Но при этом необходимо сделать одну оговорку. Мы, оптимисты большого плана. Наш оптимизм обусловлен тем, что нам понятны исторические перспективы нашего класса, тем, что мы побеждаем и победим. Победы, однако, даются не так просто: неизбежны частичные поражения, неизбежны потери. Поэтому не только легкая лирическая грусть, излюбленная многими нашими поэтами, но и горе, злоба, ненависть - чувства, которых не может не быть у человека - борца й победителя, сражающегося за социализм.
Но они не нарушают, а дополняют, заостряют общую его оптимистическую жизнеустановку. У Смелякова - и тут мы переходим к его минусам - оптимизм подчас сводится к тому, что «все», дескать, «к лучшему в этом лучшем из миров». И ответы на вопросы, которые ставит действительность, даются Смеляковым иногда слишком легко и недостаточно обдуманно.
В первой книжке Смелякова наиболее явно выражена эта легкость в подходе к теме в стихотворении «Любовь». Поэт пишет о своей любимой: «На монументальной кровати любимая спит». И тут же на кровати храпит ее муж.
«Он здесь полновластный хозяин.
Он знает любовь и деньги.
……………………………..
И женщину эту, что рядом
лежит, полыхая зноем,
он спас от голодной смерти
и сделал своей женою.
Он спеленал ее ноги
юбками и чулками...»
Какой же выход находит поэт, какие чувства владеют им? Ревность? Желание вырвать любимую из этого шелкового плена? Нет, он мечтает о том, что через... две пятилетки они будут вместе. А пока надо работать, чтобы приблизить это будущее.
«И муж твой, сидящий в Главкоже,
садящийся в автомобиль,
работой своею поможет
твоей и моей любви».
Перепечатывая стихи эти в своей новой книжке, Смеляков отбросил последнее четверостишие. Несомненно, стихотворение от этого только выиграло. Но даже и без этой, деляческой по существу, концовки «Любовь» - образец того, каким поверхностным, пустым и мнимым становится безоговорочный смеляковский «оптимизм», когда им пользуются как отмычкой, способной открыть любые двери.
Для «Работы и любви», впрочем, характерны не разобранные только что стихи, а цитированные выше «Точка зрения», «Весна о милиции» и др. После того как Смеляков дал удачный набросок лирического героя, естественно было бы ожидать, что в дальнейшем мы встретимся с тем же лирическим героем, но только уже в более высоком художественном воплощении. Вышедшие недавно в Гихле «Стихи» показывают, однако, другое.
В них Смеляков обижается на молодежь за то, что она слушает записанного на граммофонной пластинке Вертинского:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.