Или завтрашний день большой Волги
Стояло лето 1918 г.
Белые только что захватили Казань - штаб Восточного франта - и в «ей - 3/4 золотого запаса страны. Вся Средняя Волга от Самары до Казани - в руках чехо - словаков. Волжские и прикамские продовольственные запасы отрезаны. В республике - хлеб с соломой, конина, щепки в буржуйках и ветер в мертвых цехах.
Белые ведут наступление на Нижний. Не сегодня - завтра они перережут Свияжский мост.
Они уже прорываются в тыл, занимают станцию. Тюрлему, громят наш походный штаб.
Красноармейские части бегут...
Тогда неожиданно, как молния, три балтийских миноносца чудом пройдя через перекаты и мели Мяриинской системы, появляются на Волге под командой т. Раскольникова.
Бортовый залп, до дерзости смелый десант горсточки балтийских моряков - и прорыв ликвидирован.
А миноносцы идут дальше.
В ночь на 3 августа с потушенными огнями они впервые подходят к белой Казани и жгут ее пристани, баржи, пароходы.
7 августа - в бой за Верхний Услан. А и ночь на 10 сентября - ураганный огонь по Казани - и победа. Казань взята!
Но уже на рассвете 11 сентября флотилия снова в походе. И дальше в непрерывных боях сотни километров за отступающим врагом по Каме - Богородск, Список, Чистополь, Соколиные Горы, Елабуга, Пьяный Бор - расстрелянные бронепоезда и батареи, взятые города и 100 тыс. пудов хлеба, отбитого у белых для голодающей Республики.
Потом снова Волга - Казань. Самара, Симбирск. Сталинград, Астрахань. И наконец - Каспий. Ензели, Персия...
Так балтийские миноносцы в 1918 г. окропили Волгу свинцом своих пулеметов.
Проходит три года - наступает лето 1921 г.
Солнце выжигает землю. Земля, сухая и твердая, трескается, и темные трещины ее кричат о смертельной жажде.
Сморщенные дряхлые старухи все настойчивее шепчут о «каре божьей». Ворожеи и Знахарки жгут коровий помет. Крестные ходы с хоругвями выходят в тюле. Но небо не слушает ни заклинаний, ни чудотворных икон.
... И осенью короткие строки газетных телеграмм кричат о гибели волжской земли, о голодных смертях, о сумасшествии, о людоедстве, об опустевших волостях, о вымерших уездах, о бесприютных ребятах...
Тогда океан переплывает мисс и мистеры.
Для бритых мистеров это выгодное дело. За мешок белой муки с надписью «Ара», за бледно - желтый маис, за голубые коробки сгущенного молока можно купить Республику.
Но бритые мистеры ошиблись и в географии и в датах. Сделка не удалась. А хлеб для голодающей волжской земли Республика купила на золото, изъятое из церковных ризниц.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.