Смехом умей видеть
Смехом умей бить,
Смехом умей любить,
Смехом умей ненавидеть
(А. БЕЗЫМЕНСКИЙ)
Поэт Асеев ходил по выставке и чувствовал себя, как дома. Он вслух смеялся и замечал спутникам:
- Так называемый дружеский шарж?.. Здорово!
- «Дружеский»? Пни лихо его ликвидировали, откликнулся Борис Ефимов. - Шарж неизвестно какой. Он больше схож с оригиналом, чем фото... Пожалуй, можно назвать его: «Невзирая на лица»...
К разговору присоединился Иосиф Уткин.
- На Молчанова никакой статьи не надо. Вылитый критический портрет...
- Вползла тогда в журнал «Комсомолия» многоголовая Кукрыникса и многим отравила жизнь. И немудрено: уж очень здорово выступали в шаржах их ошибки, уклоны и уклон - чини. На стенку дорогие товарищи прямо - таки лезли! - улыбаясь, вспомнил Александр Безыменский.
Кто же они, эти художники, с таким дерущим, как напильник, псевдонимом Кукрыниксы?
Их трое: Куприянов, Крылов и Ник. Соколов - из начальных букв и составилась фамилия коллектива.
Коллективу кукрыниксы шесть лет.
В годы, когда (в художественных мастерских на первом плане еще процветали такие предметы, как... бухгалтерия, прикладная механика и едва намечалось преподавание рисунка, Куприянов, Крылов, Соколов вступили в дружбу.
«Восемь лет жили в общежитии и спали на одной койке» - записали Кукрыниксы в десятистрочной. недавно опубликованной автобиографии.
Во Вхутемасе началось художественное образование коллектива. Слово Вхутемас, как ни странно, чаще всего появлялось и печати в отделе «Физкультура и спорт», хотя на самом деле это были Высшие художественно - технические мастерские. Вхутемас любопытен и своих противоречиях: наряду с первоклассными достижениями по спорту он прославился в не меньшей степени своим «бурсацким» бытом.
Лицо мастерских было похоже на палитру живописца. Здесь можно было встретить кого угодно, начиная от сына Шаляпина и кончая сибирским партизаном, кузнецом Брушевым.
Уродства быта невольно вызывали сопротивление здоровой части студенчества, яростно желавших стать «мастерами, а не длинноволосыми проповедниками».
Страницы стенгаза - знаменитого во Вхутемасе «арапического отдела» - стали передовыми окопами Кукрыниксов. Богема, «бурса» уродливо заерзала на острие злобного и ехидного карандаша художников.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Заметки физкультурника