Магистраль четырех морей

П Лопатин| опубликовано в номере №222, май 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Так огненным маршрутам балтийских миноносцев 1918 г. и лютым голодом Поволжья в 1921 г. кончилась предыстория «Большой Волги».

Начало ее история - в буйных весенних паводках, приносящих водяной поток в 250 куб. километров ежечасно, и в летних мелководьях и предательских перекатах, играющих у самых ответственных волжских пристаней.

От зыбкого валлийского болота, где незаметным ручейком, потерянным среди болотных кочек, начинается река, и до причудливого узора водяных петель Ахтубы все 3.695 километров старой Волги - в песчаных морщинах. С подслеповатыми огнями, скребя своим деревянным брюхом о донный песок» идут волжские беляны, шарахаясь по ночам от сигнальных огней баканщиков. И часами сидят на перекатах под пронзительные гудки буксиров и надрывную ругань капитанов.

Полынные степи юго-востока отрезали волжскую землю от широких морских путей и заперли Волгу в «Каспийскую лужу». И эта наглухо захлопнутая дверь с Волги на запад - в Украину, Донбасс, Черное море и дальше, в просторы океанов - держит Поволжье на голодном пайке.

В годы первой пятилетки здесь выросли Ярославский резиновый, Нижегородский автомобильный, бумажная Балахна, Сталинградский тракторный. Но Волга, гостеприимно предоставив место на своих берегах серым корпусам заводов, оказалась бессильной накормить их электрическим током: на Волге не хватало для этого единственного ее топлива - торфа.

Машины выбивались из сил, черпая торф волжских болот, ставились новые. дополнительные генераторы на спешно расширяемых станциях, а оттуда, из серых корпусов, неслось неумолчное требование:

- Еще... еще... еще!...

И когда, стало до очевидности ясно, что торфа не хватает, когда железные дороги за тиха - лисе, подвозя из Донбасса с каждым годом растущий угольный паек к Поволжью, когда казалось, надо искусственно сжать промышленную стройку, - узкая бумажная лента телеграфа приняла молнию из московского Кремля:

1. Признать необходимым сооружение трех больших гидростанций на Средневолжской системе: одной - в Иваново - вознесенском районе, другой - в Нижегородском районе и третьей - на р. Каме...

2. Мощность этих установок в сумме определить в 800 тыс. - 1.000 тыс. киловатт.

3. Срок окончания строительства установок - весна 1938 г.

И вскоре вслед за ней - вторая телеграмма:

1. Признать необходимым сооружение гидростанции в районе Камышина... обеспечивающей орошение машинным способом посевной площади в 4 - 4,3 млн. га в Заволжье.

2. Мощность гидростанции определить в 1,8 - 2 млн. киловатт.

Так раскрылась заглавная страница истории Большой Волги.

Из груды чертежей и проектных записок отчетливо вырисовываются две решающих схемы - проф. Чаплыгина и инж. Авдеева (Анова).

Проф. Чаплыгин перерезает Волгу и Каму восемью плотинами. У Ярославля, Кинешмы, Чебоксар, на Самарской Луке, У Соколиных Гор. Осы, Мотовилихи, между Камышинам и Сталинградом встают поперек реки стены, Длиною почти в километр и высотою в шести - этажный дом. И нужно какое - то новое, до сих пор неизвестное технике решение инженерной задачи, чтобы на волжских предательских песках создать плотины, которые бы каждую весну оборонялись от волжского паводка - гигантской массы воды в 250 куб. км (километров!) ежечасно.

Плотины встанут поперек рек и остановят воду. Над остановленными Волгой и Камой теперь властвует электрическая кнопка в будке управления.

Бессильно отступая перед плотинами, волжские и камские коты разольются восемью широкими озерами. Они войдут в протоки и овраги и высоким слоем воды покроют мели и перекаты. Волга и Кама получат ПОСТОЯННУЮ обеспеченную глубину в 4 метра. В схеме проф. Чаплыгина ярко выступает арифметический расчет:

Стоимость водных перевозок по Волге в 1942 г. - 2 млрд. руб. Обеспеченная глубина в 4. метра даст 30 ппоц. удешевления. Это - 600 млн. руб. экономии от одного только увеличения глубин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены