Биография Ивана Алексеевича Пожарского проста и похожа на тысячи других биографий сынов нашего народа - бойцов, командиров, комиссаров Красной Армии.
Родился в городе Ардатове, Мордовской АССР. Сын рабочего. Двенадцати лет уже работал с отцом на заготовке леса, затем три года в сапожной мастерской, сначала учеником, потом мастером.
В 1922 году комсомолец Иван Пожарский был мобилизован на продовольственный фронт. Целый год ездил Пожарский с рабочим отрядом по селам Ардатовского уезда, отбирая хлеб у кулачья, пытавшегося голодом задушить Советскую республику.
В 1924 году по путевке укома партии Пожарский был послан в ульяновскую совпартшколу, которую окончил в 1925 году.
Дальше идут годы активной комсомольской, партийной работы: секретарь волкома ВЛКСМ, член укома, председатель ревкомиссии укома, член Ардатовского горсовета. Самым интересным периодом своей жизни Пожарский считал службу в Красной Армии. С ней связал он свою жизнь, в рядах ее он оставался до конца своих дней.
Путь его в Красной Армии - путь многих политических работников: курсант, помощник командира взвода, секретарь ячейки ВКП(б), секретарь комсомольского бюро, политрук, секретарь партийного бюро, комиссар эскадрона, батальона.
В 1936 году молодой комиссар получил первое боевое крещение. 25 марта 1936 года японские провокаторы хотели нас прощупать штыком. В районе погранзнака № 8 отряд японо - маньчжур, вооруженный винтовками, пулеметами, перешел советскую границу. Проучить японских захватчиков, отогнать их с советской земли было поручено эскадрону, в котором комиссаром был Пожарский.
Комиссар Пожарский был в первых рядах. Он руководил боем на правом фланге. Личным примером комиссар воодушевлял на героические подвиги своих бойцов.
В середине боя Пожарский был ранен, однако до конца боя он не ушел из строя. Японские провокаторы и в тот раз испытали силу нашей армии.
2 апреля 1936 года Президиум ЦИК СССР за бдительность и отвагу, проявленные при охране границ СССР на Дальнем Востоке, наградил Ивана Алексеевича Пожарского, военкома эскадрона, орденом Красной звезды.
После этого тов. Пожарский учился в военно - политической школе имени Ленина и в августе 1937 года с новой зарядкой сил, с багажом знаний вернулся в свою часть.
Тепло встретили бойцы своего комиссара. Любили и уважали они его за простоту, чуткость, за большевистскую прямолинейность. Таким знала его и вся партийная организация.
Он сплотил коммунистов батальона, смело разоблачал врагов.
Товарищи, знавшие его по работе, бойцы и командиры поражались удивительной работоспособности этого человека. Он был везде: на стрельбище и на конюшне, в казармах и в столовой.
Ночами он просиживал за трудами Ленина и Сталина, готовясь к занятиям. Он знал каждого человека в батальоне, находил время писать письма бойцам, уехавшим на курсы, в командировку.
Те дни были особенно тревожны. Японские провокаторы нарушили государственную границу в районе озера Хасан.
Когда узнали о событиях на границе, военком Пожарский собрал коммунистов. С величайшим возмущением он говорил о бандитских действиях японских самураев. Краток, как всегда, был военком, но его понимали коммунисты, бойцы, командиры: надо быть готовыми, надо проучить зарвавшегося врага.
... Ночью выступил батальон. Перед строем бойцов комиссар держал речь. Никогда еще они не видели его таким. Каждое слово комиссара входило в душу. Хотелось быстрее встретиться с врагом и обрушить на его голову весь гнев советских людей.
... Эскадрон бойцов действовал в пешем строю. Он получил задачу - занять сопку Пулеметную. Полдень, нестерпимая жара. Пошли в атаку. Впереди атакующих шел военком Пожарский, рядом с ним старший лейтенант Попов, заместитель политрука, Тимофей Яковлев.
- Эх, и повезло тебе, товарищ Яковлев, - говорил Пожарский перед боем заместителю политрука.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.