- А вы что предлагаете?
- Способ Фраша! - вдохновенно восклицаю я. - В Америке вся сера добывается только способом Фраша! Не надо людям работать под землёй. Прямо с поверхности - буровую скважину. Туда - перегретую воду, пар. Сера плавится прямо под землёй и сама вытекает на поверхность по скважинам и трубам. На нашем же руднике все условия...
- Вот вы какой... патриот способа Фраша, - смеётся директор.
- У нас же все условия...
- У на - ас? - спрашивает он медленно, переставая улыбаться.
Он давит меня пристальным взглядом, и я не выдерживаю, отворачиваюсь.
- Мы теряем в печи тридцать процентов серы, - говорит директор. - Это беда наша и забота. Американцы при способе Фраша теряют под землёй семьдесят пять процентов. И им наплевать. Ухватили, вырвали - и ладно. Взяли самое ценное, частицу, а остальное ногами потоптали. Как это называется, а?
- Хищничество, - говорю я.
- Вот - вот. Об этой совершенной технике вы и толкуете?
- Я вообще хотел узнать... Фёдор Николаевич... - растерянно бормочу я.
- Вам, молодому инженеру, нужно, прежде всего, помнить: мы смотрим в будущее. Капиталистам всё равно, а мы не капиталисты. Понятно вам?
Я молчу и прячу глаза.
- Многому вам ещё надо учиться, - безжалостно тянет директор. - А главное, работаете плохо. Небольшого рудника до сих пор не охватили. Вы не обижайтесь, я говорю для вашей же пользы. Может, вам что мешает работать?
- Нет, - отвечаю деревянным голосом, - ничто не мешает.
- Здоровье ваше как? После ранения вполне поправилось?
- Вполне...
Говорить я уже не могу: меня душат обида и стыд.
- Так вот, товарищ Юрин. Обдумайте. А руда из шахты идёт грязная. Есть там такой прослоек серой глины. У Джетыбаева это не первый раз. Сначала нужно глину выкинуть, потом брать руду. До свиданья.
Он круто поворачивается и уходит. Я не двигаюсь. «Что же теперь, - прыгают мои мысли, - бежать, что ли, куда? Точно грязной тряпкой по лицу! Всенародно. Нет, не всенародно, да всё равно. И ведь сам виноват! Сам виноват! Не надо было начинать!»
Ветер доносит от печи Жилля острый запах горящей серы. В глазах отражённое морем солнце. Однообразно шелестят волны.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.