Как только пароход вышел из глубокого полукруга бухты, над городом поднялись решетчатые силуэты нефтяных вышек...
Мирза Мамедов стоял на корме. Амфитеатром спускался плоскокрыший Баку с рыжих холмов. Волны, затейливо расписанные радужными разводами мазута, не спеша перекатывались от носа к корме и уходили к берегу...
Баку уплывал все дальше назад. С кормы парохода можно было еще разглядеть просеки приморских улиц, носящих славные имена Шаумяна, Фиолетова, Карганова. Может быть, вот в такой же знойный день бакинские комиссары уходили в море на пароходе «Туркмен»...
... Весной 1918 года в Баку утвердилась советская власть. Большевики возглавили правительство Азербайджана. Была национализирована нефть, роздана земля крестьянам, открыты в селениях школы.
Молодой Российской республике нужна была нефть. В горючем нуждалась Красная Армия. Но Баку был осажден врагами. И бакинские пролетарии совершали чудеса героизма. Они вывозили бензин в Астрахань. В простых лодках через бурное море перевезли двадцать тысяч пудов бензину...
Турки из «волчьих ворот» рвались в город. Англичане, мечтавшие о Баку, как о второй Индии, плели свои интриги. Презренные псы - муссаватисты и дашнаки - продавали свою родину Ротшильдам и Нобелям.
15 сентября 1918 года пароход увез советское правительство Азербайджана в Красноводск. В песках зверски были расстреляны англичанами и белогвардейцами 26 бакинских комиссаров. Их зарыли в пустыне. Английский капитан Тиг Джонсон распустил слух, что бакинские комиссары увезены в Индию заложниками. Но эта ложь была разоблачена, и имена первых наркомов республики стояли на знаменах восставших, когда в апреле 1920 года окончательно была свергнута власть тюркской и армянской буржуазии.
... Город слился с берегом, вытягиваясь в одну черту, и только нефтяные вышки прочерчивали жаркий воздух. Пароход взял курс на юго - восток, к иранской границе. Мирза Мамедов, молодой партийный работник, ехал в Ленкорань. В его памяти смутно сохранился облик южной щедрой страны...
Мирза Мамедов знал, что ему предстоит поработать над созданием второй субтропической базы Советского Союза. Знал он еще, что в этом пограничном районе живут талыши. Недавно здесь была разгромлена националистическая банда Мирсалаева. Прикрываясь лозунгом автономной Талышской республики, враги советского народа готовили отрыв Ленкоранского округа в пользу Ирана.
Избранный секретарем райкома партии, Мамедов недолго задержался в Ленкорани. Мирзу Мамедова скорее можно было найти в талышских селениях, чем в городском кабинете. Над болотистой равниной поднимались мохнатые горы. Рисовые поля и чайные плантации сменялись посевами кукурузы, выше росли могучие пихтовые леса, еще выше расстилались субальпийские луга. Над страной высились вершины, покрытые вечными снегами. Секретарь райкома ехал из колхоза в колхоз. Он беседовал с колхозниками, агрономами, чабанами, ветеринарами, рабочими чайных и рисовых плантаций...
Многие колхозы были развалены. Чья - то преступная рука натравливала селение на селение, озлобляла людей, морила скот.
Была в разгаре щедрая южная весна.
Влажная земля готова была под новые посевы челтыка, как называли здесь рис. Истили - обнесенные валом водоемы, где скапливалась весенняя вода для рисовых полей - были наполнены до краев. Но сельскохозяйственные работы развертывались с ужасающей медлительностью. И на склонах гор, где пышно могли бы разрастаться чайные кусты, пустовали плодородные земли.
Мирза Мамедов занялся Ленкоранью. Город имел запущенный вид. В учреждениях сидели не то сонные, не то притаившиеся люди. Секретарь райкома слышал за спиной ехидный шепот:
- Ничего, у нас и не такие спины ломали, а тут прислали какого - то мальчишку. Никогда на партийной работе не был...
Через несколько месяцев, оглядевшись и освоившись с обстановкой, Мирза Мамедов повел ожесточенную борьбу с буржуазными националистами. Оказывается, далеко не все враги были еще разоблачены. Мирза Мамедов разоблачил нескольких врагов народа, орудовавших в районе. Партийная организация была крепкой, сплоченной и поддержала своего секретаря. На руководящие посты были выдвинуты люди, выросшие за эти годы. Ведь и сам Мирза Мамедов был выдвинут на крупнейшую работу Центральным комитетом коммунистической партии Азербайджана.
Район, очищенный от предателей - националистов, менялся на глазах. Помолодел древний город Ленкорань. Вдоль моря проложили зеленый бульвар. Город пересекли новые улицы. Была выстроена крупнейшая чайная фабрика, с производительностью в 5 миллионов килограммов чаю в год. Расширились посевы субтропических культур. К зиме Мирза Мамедов стал одним из самых популярных людей среди талышского населения. К нему шли за советами, с ним делились достижениями и неудачами.
Когда началась избирательная кампания по выборам в Верховный Совет СССР, колхоз «Заря социализма» выдвинул Мирзу Мамедова кандидатом в депутаты. Имя его было подхвачено десятками сел, повторено на консервных заводах и единодушно поддержано рыбаками на побережье.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.